Страницы

1 КЛАСС



Учебная программа по учебному предмету
«Русский язык (Обучение грамоте)»
для I класcа учреждений общего среднего образования
с русским языком обучения и воспитания



   
Пояснительная записка
Обучение грамоте является начальным этапом систематического изучения русского языка, обеспечивает лингвистическое и умственное развитие учащихся, решает задачи эстетического и нравственного воспитания.
В процессе обучения грамоте учащиеся не только овладевают языковыми навыками — фонетическими, грамматическими, лексическими, но и осваивают коммуникативные умения в сфере общения друг с другом и со взрослыми.
Чтение и письмо как важные виды речевой деятельности сначала выступают в качестве предмета обучения, а затем становятся средством обучения и развития учащихся.
Цель обучения грамоте — формирование базовых знаний, умений и навыков чтения и письма, общеучебных умений, навыков и способов действий; воспитание нравственно-этических качеств, эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности, культуры общения. При этом знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка.
Основными задачами обучения грамоте выступают:
·                   развитие фонематического слуха (умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность и количество);
·                   формирование правильного произношения звуков русского языка, знакомство с буквами русского алфавита и развитие умения соотносить их с соответствующими звуками;
·                   обучение первоначальному чтению и письму;
·                   развитие интереса к чтению как средству познания, формирование читательского кругозора, умений работы с различными источниками информации;
·                   развитие устной речи;
·                   формирование умений учебной деятельности.
Ведущими подходами к построению учебного процесса выступают личностно ориентированный, культурологический и компетентностный.
Личностно ориентированный подход предполагает учет интересов учащихся и определение перспектив развития каждого учащегося с учетом его возможностей и способностей.
В качестве главного ориентира культурологического подхода выступает формирование творческой личности учащегося, развитие его как человека культуры, способного к культурному саморазвитию.
Компетентностный подход предполагает получение в процессе обучения грамоте личностных, метапредметных и предметных результатов.
К личностным результатам относятся:
·                   интерес к изучению русского языка;
·                   позитивное отношение к чтению, желание самостоятельно читать детские книги;
·                   стремление овладеть письмом как средством общения, которое позволяет выражать свои мысли в письменной форме.
Метапредметные результаты включают следующие составляющие:
·                   деятельностную (владение способами действий, обеспечивающими познание языковых явлений);
·                   интеллектуальную (владение элементарными действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации языковых единиц);
·                   коммуникативную (умение устанавливать контакты; понимать высказывания другого человека и выражать свои чувства, эмоции, желания; умение задавать вопросы, аргументировать свои суждения);
·                   информационную (способность ориентироваться в таких источниках информации, как книга, рассказ взрослого и сверстника, схема; применять полученную информацию в своей деятельности).
Предметные результаты включают:
·                   владение элементарной техникой чтения и письма;
·                   владение начальными представлениями о лексических, орфоэпических, грамматических нормах русского языка, правилах речевого эти­кета;
·                   способность строить несложные связные высказывания для решения коммуникативных задач;
·                   владение умением списывать небольшой текст, писать под диктовку отдельные слова и предложения;
·                   владение начальными навыками смыслового чтения текста;
·                   наличие читательского кругозора — представлений о произведениях, их авторах, жанрах.
Курс обучения грамоте закономерно подчиняется общим принципам построения содержания образования: культуросообразности, продуктивности, гуманизации, оптимизации, дифференциации, сознательности и активности учащихся, преемственности образования и др.
Важным принципом обучения грамоте является принцип мультикультурности, ориентирующий на освоение национальной культуры в единстве с общечеловеческими ценностями. В процессе обучения грамоте осуществляется национально-культурная социализация ребенка, формирование национального самосознания на основе лучших образцов народного словесного творчества и классической литературы для детей.

Обучение чтению и письму организуется в соответствии с принципами природосообразности и индивидуализации, которые подразумевают учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода с широким использованием игровых методов и приемов.
В обучении грамоте основополагающим является слоговой (позиционный) принцип русской графики, который находит свое воплощение в обозначении мягкости согласных и звука [й’] на письме. Только в контексте слога, ориентируясь на букву, которая обозначает гласный звук, учащийся способен определить твердость или мягкость предшествующего согласного звука и правильно прочитать слог.
В процессе обучения учащиеся знакомятся со звуковой системой русского языка, овладевают действиями звукового анализа слова, умением различать гласные и согласные звуки и давать им характеристику; знакомятся с буквами как знаками для обозначения звуков на письме.
На уроках обучения грамоте осуществляется развитие фонематического слуха учащихся, их ознакомление с основными лингвистическими понятиями — словом, предложением. Учащиеся получают представление о слоговой структуре слова, ударении.
Параллельно с обучением чтению осуществляется подготовка руки ребенка к письму и обучение собственно письму. Учащиеся учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова из букв и слогов, правильно списывать буквы, слоги, слова и короткие предложения с письменного и печатного шрифтов, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из таких слов.
На уроках письма развиваются мелкие мышцы руки, отрабатывается правильное начертание букв и их рациональное соединение в словах, ритмичность и плавность письма.
Одна из задач обучения письму — формирование четкого, разборчивого, достаточно красивого письма, которое является неотъемлемым признаком культуры письменного общения. Небрежное письмо затрудняет целостное восприятие информации.
С целью сохранения здоровья учащихся исключается требование обязательного безотрывного написания букв, слогов и слов. Во время письма ребенку необходимы чередования усилий и расслаблений. Ученик имеет право делать небольшие паузы после прописывания отдельных элементов, букв или слогов. Этим обеспечивается своевременное снятие мышечного напряжения руки и тела.

На занятиях по внеклассному чтению у учащихся формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению.
Содержание курса обучения грамоте структурируется по разделам: обучение чтению; обучение письму; внеклассное чтение; развитие речи.
В обучении чтению и письму выделяют периоды: подготовительный (добукварный), основной (букварный) и заключительный (послебукварный).
Уроки обучения грамоте могут быть комбинированными: на одном и том же уроке учитель может учить как чтению, так и письму.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (180 ч)
Обучение чтению (90 ч)[1]
Подготовительный (добукварный) период (12 ч)
Речь (устная и письменная). Общее представление об устной и письменной речи.
Предложение и слово. Членение отрывка связной речи на предложения, предложений — на слова с использованием графических схем.
Формирование элементарного осознания функции предложения: предложение выражает законченную мысль, в нем о ком-то или о чем-то говорится.
Знакомство со знаками препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Наблюдение за интонацией предложения.
Составление предложений с заданным количеством слов.
Определение последовательности и количества слов в предложении. Изображение с помощью схемы словесного состава предложения, его линейности: слова следуют одно за другим.
Знакомство с номинативной ролью слова: слово имеет значение (смысл) — словами называют предметы, их признаки и действия.
Наблюдение за использованием разных слов как названий одного и того же предмета (градусник, термометр). Наблюдение за использованием одного слова для названий разных предметов (ключ, ручка).
Слог. Ударение. Знакомство с понятиями «слог», «ударение». Ударный слог: длительное и более сильное выделение голосом одного из слогов в слове.
Деление слова на слоги. Скандирование (произношение по частям) слова как способ его деления на слоги. Определение количества и последовательности слогов в слове. Обозначение слогового состава слова на схеме. Подбор слов к предложенным схемам.
Выделение ударных и безударных слогов. Перемещение ударения с одного слога на другой как способ проверки правильности постановки в слове ударения.
Звуки речи. Понятие о звуках речи. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков.
Выделение звуков и определение их последовательности в звучащем слове. Введение приема интонирования: протяжного произнесения звуков в слове.
 Определение под руководством учителя артикуляционных особенностей звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса.
Слого-звуковой анализ слов. Соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Основной (букварный) период (63 ч)
Звуковой анализ слова. Звуки речи, их характеристика: гласный или согласный; гласный ударный или безударный; согласный твердый или мягкий, звонкий или глухой.
Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения на основе наблюдения и сопоставления слов (áтлас — атлáс, úрис — ирúс и др.).
Звуковая модель слова. Соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуковую структуру. Определение последовательности и количества звуков в слове с опорой на его звуковую модель.
Распознание и выделение отдельного звука в начале, середине и конце слов. Различение на слух и при произнесении гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком.
Знакомство с буквами. Буква как знак звука. Обозначение гласных звуков буквами Аа, Уу, Ии, Оо, Ээ, ы. Смыслоразличительная функция гласных: сравнение схем-моделей слов (стол — стул, сон — сын и др.) с подставленными к ним буквами.
Буквы для обозначения согласных звуков, парных по твердости-мягкости.
Обозначение звука [й’] буквами Йй, Яя, Юю, Ее, Ёё.
Обозначение мягкости согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.
Знакомство с разделительным мягким и разделительным твердым знаками.
Буквы для обозначения согласных звуков, непарных по твердости-мягкости. Наблюдение за написанием буквосочетаний жи — ши, же — ше, ча — ща, чу — щу.
Обучение чтению. Чтение прямого слога (СГ; согласный + гласный) с ориентировкой на букву гласного. Чтение слогов СГ с изменением букв, которые обозначают гласные звуки (ма, мо, му, мы, ми) и согласные звуки (ма, на, са, та, ра). Чтение слогов различной структуры (ГС, СГС, СГСС, ССГС и др.).
Составление слов из букв и слогов разрезной азбуки (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение.
Отработка правильного и быстрого узнавания букв и буквосочетаний СГ в словах (сначала разделенных на произносительные единицы с помощью специальных вспомогательных помет, а затем без них). Постепенный переход к чтению целыми словами. Целостное чтение трех- и четырехбуквенных слов.
Правильная постановка ударения в читаемых словах (по знаку ударения).
Практическое знакомство со знаками препинания при чтении предложения («.», «!», «?», «,»). Чтение предложения с паузами и интонацией, соответствующей знакам препинания.
Осознанное, правильное и плавное слоговое чтение вслух и про себя отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных учащимся по содержанию.
Чтение по ролям. Поиск в тексте ответа на вопрос. Подбор заголовка к прочитанному тексту.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Заключительный (послебукварный) период (15 ч)
Звуки и буквы. Обобщение полученных знаний. Знакомство с алфавитом какпоследовательностью букв. Закрепление представлений о звуках и буквах: звуки слышим и произносим, буквы видим и читаем.
Навык чтения. Правильное, плавное, слоговое чтение небольших текстов со всеми буквами алфавита. Целостное чтение слов, состоящих из одного, двух слогов. Тренировка беглости чтения слов по специальным таблицам.
Чтение небольших по объему художественных произведений (или отрывков из них) различных жанров: стихов, рассказов, сказок, загадок, пословиц.
Развитие умения читать текст выразительно, соблюдать паузы, передавать свое отношение к прочитанному.
Восприятие произведения. Эмоциональное восприятие содержания текста, эмоциональная оценка произведения.
Развитие навыка осознанного чтения небольших произведений.
Поиск в тексте информации, заданной в явном виде.
Воспроизведение содержания прочитанного: ответы на вопросы учителя, нахождение в тексте предложения для ответа на вопрос.
Пересказ небольшого рассказа, сказки.
Объяснение заглавия прочитанного произведения. Подбор заголовка к тексту без названия.
Высказывание своего отношения к прочитанному, поступкам главных героев произведений.
Культура речи. Отработка литературного произношения слов, предложений.
Использование в устной речи и при чтении пауз, интонации, соответствующей знакам препинания.
Развитие эмоциональной, точной, образной речи учащихся.
Литературное творчество и импровизация. Дополнение сюжета прочитанного произведения. Подбор слов в рифму в неоконченных двустишиях и четверостишиях. Игра «Подскажи словечко».
Составление по картинке или серии картинок небольшого рассказа, сказки, небылицы.
Высказывание своих впечатлений от просмотренных мультфильмов, телепередач, театральных представлений. Высказывание своих впечатлений от экскурсий, наблюдений.
Чтение диалогов по ролям. Игры-драматизации сказок.
Инсценировка небольшого знакомого произведения.

Основные требования к результатам учебной
деятельности учащихся по разделу «Обучение чтению»

Знать и понимать:
·                   понимать, что язык является основным средством человеческого общения, что белорусский и русский языки — государственные языки Республики Беларусь;
·                   знать все буквы русского алфавита, основные характеристики звуков речи (гласные и согласные, согласные мягкие — твердые, звонкие — глухие);
·                   понимать основное отличие звуков от букв (звуки слышим и произносим, буквы видим и читаем);
·                   знать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком.
Уметь:
·                   вычленять слова в предложении, звуки в слове, определять их последовательность;
·                   различать гласные и согласные звуки;
·                   правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки в слове и изолированно;
·                   подбирать слова с заданным звуком;
·                   определять место ударения в слове;
·                   слитно читать односложные и двухсложные слова и плавно по сло­гам — многосложные;
·                   читатьнебольшие тексты и устно рассказывать о прочитанном.
Использовать приобретенные знания и умения в повседневном общении и практической деятельности:
·                   самостоятельно или по вопросам учителя пересказывать хорошо знакомое прослушанное или прочитанное художественное произведение;
·                   самостоятельно читать печатный текст, адресованный ребенку (записки, небольшие письма, информационные сообщения).

Обучение письму (90 ч)[2]
Подготовительный (добукварный) период (12 ч)
Выработка правильной осанки. Расположение тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
Знакомство с разлиновкой прописей, выделение рабочей строки.
Упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев.
Подготовка руки ребенка к письму: раскрашивание и рисование узоров; обведение по контуру; штриховка в разных направлениях.
Знакомство с основными элементами букв, их названиями. Написание элементов букв, их соединение.
Основной (букварный) период (63 ч)
Знакомство с начертанием всех заглавных и строчных букв, основными типами их соединений при написании слога, слова.
Обозначение звуков соответствующими буквами, написанными от руки.
Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в слогах и словах. Соблюдение правильного соотношения букв по величине, наклону. Равномерное и правильное расположение букв, слогов и слов на строке.
Запись слов и предложений с проговариванием по слогам после предварительного слого-звукового разбора с учителем, а впоследствии и самостоятельно.
Формирование умения переводить печатный текст в письменный.
Освоение алгоритма списывания. Списывание слогов, слов и предложений с образцов (сначала с письменного, а затем с печатного) с орфографическим проговариванием. Проверка написанного путем установления соответствия написанного с образцом и слогового орфографического прочтения написанных букв.
Освоение алгоритма записи слова под диктовку. Письмо под диктовку букв, слогов и слов, написание которых не расходится с произношением.
Прописная буква в начале предложения, точка в конце. Ознакомление с правилом написания большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек и озер.
Правописание жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Наблюдение за словами, написание которых расходится с произ­но­шением (слова с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными).
Формирование навыка чтения рукописных слов и предложений.
Совершенствование навыков слого-звукового анализа слов, развитие устной речи.
Заключительный (послебукварный) период (15 ч)
Обобщение и закрепление знаний, отработка умений, приобретенных в процессе обучения в подготовительный и основной периоды.
Соблюдение учащимися основных гигиенических требований к письму.
Совершенствование навыка письма. Закрепление графически правильных начертаний букв и способов соединения их в слове.
Совершенствование умения правильно (без пропусков, перестановок и искажений букв и слогов) списывать небольшие тексты с доски и учебника; писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением.
Деление слов на слоги, перенос слов по слогам.
Практическое применение правил правописания жи — ши, ча — ща, чу — щу; большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек и озер; написания предложений (большая буква в начале, точка в конце предложения).
Закрепление и совершенствование навыка чтения рукописных слов, предложений и текстов.




Основные требования к результатам учебной
деятельности учащихся по разделу «Обучение письму»

Знать и понимать:
·                   знать все буквы русского алфавита;
·                   понимать основное отличие звуков от букв (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
·                   знать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком.
Уметь:
·                   правильно, без искажений писать заглавные и строчные буквы, их соединения в словах;
·                   правильно списывать слова и предложения, написанные от руки и напечатанные;
·                   грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;
·                   употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
·                   употреблять заглавную букву в начале имен собственных (имен и фамилий людей, кличек животных, названий стран, городов, деревень, рек и озер).
Использовать приобретенные знания и умения в повседневном общении и практической деятельности:
·                   самостоятельно подписать работу (рисунок, поделку и др.), употребляя заглавную букву при записи своего имени;
·                   самостоятельно составить и записать небольшое письменное сообщение (1–2 предложения), адресованное родителям или другу;
·                   самостоятельно читать письменный текст, адресованный ребенку (записки, небольшие письма, информационные сообщения).

Внеклассное чтение[3]
На занятиях по внеклассному чтению у учащихся формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Ведущий метод обучения — чтение-рассматривание детских книг.
Круг чтения. Небольшие художественные произведения
(1–2 страницы) из детской книги объемом 10–20 страниц, заглавие которой, иллюстрации на обложке и в тексте точно соответствуют ее содержанию.
Тематика чтения. Произведения для чтения учителем вслух: авторские и народные произведения (рассказы, сказки, стихи, загадки). Основные темы детского чтения: о Родине, школе, детях, дружбе, труде, честности, смелости; животных и отношении к ним.
Работа с детской книгой. Расширение представлений о тематике детских книг. Знакомство с новыми книгами (одна книга на одном занятии).
Формирование умения различать книги по содержанию, правильно называть их, прочитывая заглавие и фамилию автора; узнавать знакомые эпизоды и ситуации на иллюстрациях детских книг, называть героев, воспроизводить содержание эпизодов с опорой на иллюстрацию; рассказывать о прочитанном.
Соблюдение правил гигиены чтения и сохранности книг.
Правила обращения с книгой.
Простейшие литературные игры по прочитанным в классе книгам.
Знакомство со школьной библиотекой. Выбор книги в библиотеке (книжные выставки, плакаты).

Основные требования к результатам учебной
деятельности учащихся по разделу «Внеклассное чтение»

Знать и понимать:
·                   знать основные правила знакомства с новой книгой;
·                   понимать необходимость соблюдения правил гигиены чтения и сохранности книг.
Уметь:
·                   правильно называть знакомые книги, персонажей любимых сказок, рассказов;
·                   инсценировать известные литературные произведения, сценки из них.
Использовать приобретенные знания и умения в повседневном общении и практической деятельности:
·                   самостоятельно или с помощью взрослого (педагога, библиотекаря, родителя) выбирать книгу по интересующей тематике;
·                   самостоятельно читать небольшие по объему произведения из книг и журналов для детей, рассказывать о прочитанном.

Развитие речи[4]
Звуковая культура речи. Развитие слуховой памяти и речевого аппарата, внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой). Совершенствование речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос).
Обучение произношению слов в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения.
Правильное произнесение звуков русского языка, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых учащимися: [л] — [р], [с] — [з], [с] — [ш], [з] — [ж], [ш] — [ж], [п] — [б] и т. д. (изолированное произнесение, а также в словах, фразах и скороговорках).
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся. Правильное понимание и употребление слов — названий предметов, признаков, действий, объяснение их значения. Использование в речи правильной грамматической формы слов.
Тематическая группировка слов, их родо-видовая соотнесенность.
Наблюдение за смысловым различием и оттенками значений слов (слон, слоненок, слоник), простейшими случаями многозначности слов (иголка ежа, ели или сосны, швейная, медицинская), омонимами (коса, норка, лисички).
Работа над предложением и связной устной речью. Составление предложений на определенную тему (по вопросам учителя).
Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, по личным наблюдениям учащихся (под руководством учителя).
Обдумывание ответа на вопрос учителя, точное его формулирование, использование при ответе полных и неполных предложений.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанных предложений и текстов.
Пересказ знакомой сказки или небольшого повествовательного рассказа (по вопросам учителя).
Рисование с помощью учителя словесной картинки по прочитанному произведению. Дополнение сюжета прочитанного произведения, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Отгадывание загадок, объяснение смысла поговорок и пословиц, близких жизненному опыту учащегося.
Заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и их воспроизведение с нужной интонацией.
Речевая этика. Культура общения. Слова, используемые при приветствии и прощании. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других учащихся.


Основные требования к результатам учебной
деятельности учащихся по разделу «Развитие речи»

Знать и понимать:
·                   понимать важность умения правильно, грамотно говорить на русском языке, соблюдать правила речевого этикета.
Уметь:
·                   правильно произносить звуки русского языка;
·                   инсценировать известные литературные произведения, сценки из них;
·                   выразительно декламировать заученные наизусть стихотворения (4–6).
Использовать приобретенные знания и умения в повседневном общении и практической деятельности:
·                   правильно произносить звуки русского языка;
·                   интонационно выразительно оформлять свое выказывание;
·                   поддерживать разговор на знакомую тему, отбирая необходимые языковые средства для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
·                   самостоятельно или по вопросам учителя пересказывать хорошо знакомое прослушанное или прочитанное художественное произведение;
·                   составлять рассказ по картинке, по серии картинок, на заданную тему, рассказывать о событиях из личной жизни.

Письменные контрольные работы
Контрольное списывание — 1 (II полугодие, 15–20 слов).



[1] Количество часов на изучение отдельных учебных тем, указанных в программе, является примерным. Учитель самостоятельно определяет необходимое количество часов на каждую тему, опираясь на собственный опыт, принимая во внимание подготовленность учащихся, условия работы.
1Учитель самостоятельно определяет необходимое количество часов на каждую тему, опираясь на собственный опыт, принимая во внимание подготовленность учащихся,условия работы.
[3] Внеклассное чтение проводится один раз в две недели, занимая вторую часть урока чтения.
[4]Работа по развитию речи проводится на каждом уроке в течение учебного года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий