Учебная
программа по учебному предмету
«Русская литература (литературное чтение)»
для IІ класcа учреждений общего среднего образования
с русским языком обучения и
воспитания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по литературному чтению для ІI—IV классов
направлена на достижение следующих основных целей:
·
ввести учащихся в богатый мир русской и
мировой детской литературы и таким образом расширить их кругозор;
·
на основе чтения и изучения образцовых художественных
произведений раскрыть своеобразие литературы как словесного искусства,
формировать нравственно-ценностные ориентиры, развивать интеллектуальные и
творческие способности учащихся, культуру речи и общения;
·
формировать грамотного читателя, знания,
умения и навыки которого станут фундаментом для совершенствования его на
протяжении всей жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Достижение
этих целей предполагает решение следующих задач:
·
формирование навыка правильного,
осознанного, выразительного чтения стихов, прозы, научно-познавательных
текстов;
·
формирование общеучебных умений и способов
познавательной деятельности, обеспечивающих успешное изучение любого учебного
предмета;
·
формирование коммуникативно-речевых умений
учащихся;
·
формирование читательских умений,
литературных представлений и знаний, необходимых для восприятия литературы как
искусства слова, понимания художественных произведений и научно-познавательных
текстов;
·
осуществление литературно-творческой
деятельности на основе изучаемых произведений;
·
формирование интереса к чтению и
творчеству детских писателей, расширение круга чтения учащихся;
·
формирование образных представлений об
окружающем мире, отношений к жизненным явлениям, ценностных ориентаций
учащихся;
·
развитие эмоциональной отзывчивости,
воображения, критического мышления;
·
воспитание эстетических и
духовно-нравственных качеств личности средствами литературы.
Программа по литературному чтению основана на идеях
культурологического, личностно-деятельностного и компетентностного подходов.
Культурологический подход
обусловливает направленность содержания литературного образования на
социокультурное развитие учащихся на основе овладения культурными,
духовно-нравственными ценностями, закреплёнными в языке художественного произведения
как форме существования духовной культуры народа.
Личностно-деятельностный подход
ориентирует на создание условий для полноценного проявления и развития
личностных качеств учащихся, учёта их интересов, индивидуальных особенностей и
возможностей. Он определяет способы организации различных видов деятельности
учащихся. Только через собственную активную деятельность ребёнок осваивает
способы чтения, речевой коммуникации, читательские действия с текстом
произведения, формирует и совершенствует личностные качества.
Компетентностный подход предусматривает
усиление деятельностно-практического компонента содержания учебного предмета.
В соответствии с идеями подхода освоение содержания учебного предмета
направлено на формирование читательской компетенции как совокупности знаний,
умений и навыков для успешного выполнения коммуникативно-речевой и читательской
деятельности, необходимой человеку во многих сферах его жизни. В связи с
усилением деятельностно-практического компонента содержания в программе определены
основные виды учебной деятельности учащихся и требования к её результатам.
В основе отбора содержания и систематизации учебного
материала, методов и приёмов организации читательской деятельности учащихся на
уроках литературного чтения положены принципы культуросообразности,
художественно-эстетический, с привлечением тематического, жанрового и
монографического, коммуникативно-речевой, учёта психологических особенностей
восприятия художественной литературы учащимися младшего школьного возраста, творческого
характера обучения, принцип преемственности и перспективности в содержании
литературного образования, обеспечивающий порядок и последовательность в
освоении предметных знаний, умений и навыков по годам обучения.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» во ІI–IV классах
составляют четыре основных компонента:
·
предметные знания;
·
читательские и коммуникативно-речевые
умения, способы деятельности;
·
опыт литературно-творческой деятельности;
·
опыт эмоционально-ценностных отношений.
Все компоненты содержания представлены комплексно и формируются
на основе знаний текстов художественных и научно-познавательных произведений и
путём практической работы с ними.
Основу содержания учебного предмета составляют
художественные произведения, эстетически значимые, имеющие воспитательную
ценность, актуальные для нашего времени, доступные для восприятия учащихся,
вызывающие интерес к чтению.
Первый компонент содержания (предметные
знания) формируется путем освоения литературного и
теоретического материала, состоящего из произведений устного народного
творчества русского народа и народов мира; произведений ведущих русских и
зарубежных детских писателей; кратких биографических сведений об их творчестве;
основных литературоведческих понятий, представления о которых необходимы
учащимся не как самоцель, а для освоения литературы как искусства слова.
Программой предусмотрено первоначальное знакомство с литературоведческими понятиями и овладение
ими на уровне представлений, то есть на практическом уровне. Учащиеся
получат представления о жанрах устного народного творчества и авторской
литературы; об изобразительно-выразительных средствах языка художественного
произведения; о средствах выразительного чтения. Предметные знания составят
также краткие биографические сведения о жизни и творчестве детских писателей,
рекомендованных для чтения во II—IV классах; фамилии писателей, с творчеством
которых знакомятся неоднократно на уроках литературного чтения, названия и
содержание изученных произведений; тексты, рекомендованные для заучивания
наизусть.
Второй компонент содержания составляет
система читательских умений. Читательские умения складываются
из умений читать, работать с текстом произведения и детской книгой. Умения
работы с текстом формируются в процессе анализа литературного произведения и
представляют собой действия учащегося по ориентировке в тексте, связанные с
восприятием, выявлением, осознанием и оценкой содержания и смысла
художественного произведения.
Коммуникативно-речевые умения сопровождают
читательскую деятельность и выполняют функцию читательских умений, поскольку
умственные операции, входящие в состав читательской деятельности, обязательно
реализуются в речевой форме. Программа ориентирует на формирование таких
метапредметных коммуникативно-речевых умений, как ориентироваться в ситуации
общения, строить связные устные высказывания для передачи содержания текста и
общения между читающими, адекватно понимать информацию устного и письменного
сообщения (определять тему, основную мысль высказывания); отбирать средства языкового
оформления высказывания в соответствии с коммуникативными целями и задачами
общения; активно слушать собеседника, выражать понимание, проявлять терпимость
к его точке зрения, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая
правила речевого этикета, договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности.
Третий компонент — опыт
литературно-творческой деятельности — приобретается учащимися в
процессе включения их в разнообразные виды деятельности в связи с прочитанным
произведением. В ходе выполнения творческих заданий у учащихся формируются
литературно-творческие умения и способы деятельности.
Четвёртый компонент содержания — опыт
эмоционально-ценностных отношений — приобретается учащимися
в процессе анализа художественного произведения, в ходе которого выявляется
авторское отношение к героям, авторская оценка событий, персонажей и
сопоставляется с личностным восприятием; аргументируется своя оценка героев и
событий, сравнивается с другими трактовками отношений и оценок.
Круг чтения учащихся II–IV классов весьма широк:
произведения устного народного творчества русского народа и народов мира;
стихотворные и прозаические произведения русских писателей-классиков XIX—
начала XX в., вошедшие в круг детского чтения; стихотворные и прозаические
произведения русских детских писателей XX в. и современных детских писателей;
произведения зарубежных писателей-классиков для детей; научно-художественная и
научно-познавательная литература (о природных явлениях, о повадках
животных и птиц, о предметах и вещах, об открытиях, путешествиях);
приключенческая детская книга, справочная детская литература
(книги-справочники, детские энциклопедии, словари).
Учащиеся знакомятся с литературными произведениями по
всем основным темам детского чтения, зафиксированным современной библиографией
для детей (о Родине, о её героях, о разных людях, о ребятах-сверстниках и их
делах, о природе, животных и растениях, о приключениях, фантастике и волшебстве
и т. п.). Это позволит им узнать имена русских писателей-классиков,
известных русских детских писателей, в творчестве которых раскрываются эти
темы, зарубежных детских писателей-классиков: И. Крылов, А. Пушкин, А. Плещеев,
И. Суриков, И. Никитин, С. Есенин, Л. Толстой, Д. Мамин-Сибиряк,
С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Б. Заходер, Е. Трутнева, В. Осеева,
Е. Пермяк, Н. Носов, В. Драгунский, В. Бианки,
И. Соколов-Микитов, Н. Сладков, Э. Шим, Г. Скребицкий, Г. Снегирёв,
С. Сахарнов, В. Орлов, А. Стариков; Х. К. Андерсен, бр. Гримм, Р.
Киплинг и др.
В системе литературного образования особое место
занимает II класс как подготовительный этап на пути к литературному чтению,
поскольку у учащихся ещё не закреплён способ чтения текста целыми словами, не
сформирован беглый темп чтения. Интонационное объединение слов в словосочетания
и предложения, увеличение скорости чтения происходят на втором году обучения.
Навык чтения как автоматизированное умение только начинает складываться. В
связи с этим работа над овладением собственно чтением, то есть техническими
навыками чтения текстов разных жанров, является первостепенной и организуется
на протяжении всего периода обучения во втором классе. Сформированное чтение —
залог успешного учения на всех ступенях образования, ибо собственно чтение
используется как универсальное учебное умение, как инструмент труда.
Формирование и развитие навыка чтения осуществляется как путём специальных
упражнений, так и в ходе аналитико-синтетической работы с текстом
художественного произведения, которая требует многократного и внимательного
перечитывания текста.
Если во ІІ классе приоритетным является формирование и
развитие навыка чтения, то в ІІІ–IV классах центром внимания становится
художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это
произведение учащийся. Чтение организуется по законам восприятия литературного
произведения учащимися, а именно: подготовка к восприятию, первичное
эмоциональное восприятие, осмысление прочитанного и его эстетическая оценка,
выражение отношения к прочитанному.
Предметом специального обучения на уроках
литературного чтения во ІI–IV
классах является выразительное чтение. На протяжении всего
периода обучения учащиеся практически овладевают умением передавать слушателям
настроение, состояние, чувства героев с помощью средств речевой выразительности
(сила голоса, тон, темп, ритм, пауза, логические ударения). Основной приём
обучения — не только выразительное чтение учителя, но и поиск учащимися
вариантов правильного, выразительного прочтения монолога, диалога, точной
передачи чувств, настроений, состояний героев, своего отношения к изображённому
автором. Выразительное чтение выступает одновременно и предметом, и методом
обучения, способствующим глубокому проникновению в смысл художественного
произведения, постижению его эмоционально-образного и идейного содержания.
Основными видами деятельности на уроках
литературного чтения во II–IV классах являются чтение вслух и про себя (молча),
выразительное чтение, чтение по ролям, изучающее чтение, поисковое чтение,
просмотровое чтение, выборочное чтение; заучивание наизусть стихотворных
произведений; слушание и рассказывание; пересказ (подробный, выборочный,
краткий) по готовому плану, по опорным словам, иллюстрациям; творческий
пересказ (с изменением лица рассказчика, дополнением сюжета); представление в
воображении героев, событий, поэтических картин природы; творческая
интерпретация текста (словесное рисование отдельных эпизодов, поэтических
картин, создание словесных и графических иллюстраций произведения);
инсценировка эпизодов художественного произведения; аналитическая и оценочная
работа с текстом произведения; составление высказываний сравнительного
характера, умозаключений, личностных суждений; наблюдение за основными
изобразительно-выразительными средствами художественной речи (олицетворение,
сравнение, эпитет, преувеличение, эмоционально-оценочные слова);
структурирование текста в форме плана, графической схемы; чтение-рассматривание
детских книг, прогнозирование, обсуждение, дискуссия.
В силу возрастных особенностей учащихся в программе
применяется концентрический способ распределения содержания (предметных
знаний, умений и навыков), который предполагает возвращение в последующие годы
к изученному ранее материалу (например, признаки сказки, рассказа,
стихотворения), но на более высоком уровне. Произведения одного и того же жанра
(например, рассказ, сказка, стихотворение) разных авторов изучаются на
протяжении всего периода обучения на І ступени общего среднего образования. При
этом круг сведений о признаках жанра расширяется постепенно из года в год.
Формирование читательских умений работы с текстом произведения и детской книгой
ведётся также в течение всего периода обучения, но на более сложном
литературном материале в последующем классе, что обеспечивает системную работу
по овладению читательскими умениями.
Учебный материал для организации читательской
деятельности учащихся располагается во II классе по тематическому принципу с
привлечением жанрового, в III классе — по жанровому, в IV — по
литературно-эстетическому с привлечением жанрового и монографического принципов
компоновки произведений внутри разделов.
Составной
частью учебного предмета является внеклассное чтение. Внеклассное чтение на I ступени общего
среднего образования является обязательной частью подготовки к самостоятельной
читательской деятельности.
Цель внеклассного
чтения — познакомить учащихся с книгами из доступного им круга
чтения; сформировать интерес к книгам, желание и умение их выбирать и читать;
научить работать с книгой как особым объектом.
Программа предусматривает знакомство с детскими
книгами русских и зарубежных писателей, детскими периодическими изданиями
(газетами, журналами), научно-художественной и научно-познавательной
литературой, детской справочной литературой (книги-справочники, детские
энциклопедии, словари). Учащиеся овладевают знаниями об элементах книги,
которые позволяют читателю ориентироваться в любой книге и группе книг
(заглавие, фамилия автора, иллюстрации, содержание, или оглавление,
предисловие, или введение, послесловие об авторе), о средствах ориентации в
мире книг (книжная выставка, плакат, рекомендательный список, рекомендательный
указатель, картотека, электронный каталог), о газетах и журналах как
периодических изданиях; о культуре и гигиене чтения. Учащиеся приобретают
умения самостоятельно выбирать книги по предложенной теме, пользоваться
ориентировочным аппаратом книги, видами библиотечно-библиографической помощи (с
привлечением библиотекаря).
Работа с детской книгой строится поэтапно и начинается
с I класса (он рассматривается как подготовительный этап). II класс — это
начальный этап работы с детской книгой, III класс — основной, IV класс —
заключительный.
Основной формой работы с детской книгой являются уроки
внеклассного чтения и самостоятельное домашнее чтение.
Во II–IV классах должны практиковаться разные формы работы во внеурочное время в системе внеклассного чтения, например: литературные утренники, викторины, конкурсы чтецов, конкурс в форме устного журнала, работа в «мастерской по ремонту книг».
Во II–IV классах должны практиковаться разные формы работы во внеурочное время в системе внеклассного чтения, например: литературные утренники, викторины, конкурсы чтецов, конкурс в форме устного журнала, работа в «мастерской по ремонту книг».
Для успешной самостоятельной работы с книгой
необходимо, начиная со II класса, научить учащихся пользоваться сначала
классной, а затем библиотекой учреждения образования или районной детской
библиотекой, где книги расставлены по авторской принадлежности, где имеются
тематические и авторские книжные выставки, которыми учащиеся могут пользоваться
при подготовке к урокам внеклассного чтения.
Уроки внеклассного чтения во II–IV классах проводятся
в процессе и после изучения основных разделов чтения и входят в общее
количество часов, которые отводятся на учебный предмет. В течение очередного
отрезка времени учитель руководит самостоятельным внеурочным чтением книг,
газет, журналов. Рекомендательные списки книг для учащихся, которые
составляет учитель, тщательно выверяются с точки зрения наличия указанных там
книг в фондах библиотеки учреждения образования и ближайших детских библиотек
(районной, городской).
Структурно программа по литературному чтению для II–IV
классов представлена следующими блоками: «Пояснительная записка», «Содержание
учебного предмета», «Основные требования к результатам учебной деятельности
учащихся». Блок «Содержание учебного предмета» состоит из разделов «Круг чтения»,
«Формирование навыка чтения и общеучебных умений», «Формирование
читательских умений», «Литературоведческая пропедевтика»,
«Литературно-творческая деятельность учащихся», «Внеклассное чтение».
Раздел «Круг чтения» содержит описание
учебного материала и рекомендуемый перечень произведений для чтения и изучения
во II–IV классах с указанием количества часов на изучение разделов чтения.
Рекомендуемый перечень произведений состоит из двух списков: для чтения и
изучения в классе и для внеклассного чтения.
В разделе «Формирование навыка чтения и
общеучебных умений» изложены требования к чтению. Формируются как
разные виды и способы чтения, так и его качественные компоненты — правильность,
выразительность, сознательность. Темп чтения индивидуальный и соответствует
скорости разговорной речи учащегося.
Одна из важнейших задач І ступени общего среднего
образования — сформировать умение читать как универсальное (метапредметное)
учебное умение, которое будет полноценно функционировать и при обучении
математике, русскому языку, предмету «Человек и мир» и другим учебным
предметам. Формирование и развитие навыка чтения как универсального учебного
умения осуществляется как путём специальных упражнений, так и в ходе
аналитико-синтетической работы над текстом художественного произведения.
Программой предусмотрено формирование общеучебных
умений (общих учебных действий), таких как постановка и осознание конкретной
учебной задачи чтения, планирование своей деятельности: определение
последовательности действий для решения учебной задачи (при подготовке к
словесному рисованию, чтению по ролям, выразительному чтению, составлению
плана, краткому пересказу, инсценировке); владение способами контроля и оценки
своей и чужой деятельности; участие в учебном диалоге при обсуждении материала;
умение работать в паре и группе (договариваться, распределять работу, получать
общий результат, соблюдать культуру взаимодействия). Освоение во взаимосвязи
общих учебных действий и основных предметных действий необходимо для успешного
развития читательской деятельности учащихся.
Раздел «Формирование читательских умений»
включает в себя перечень умений, которыми овладевают учащиеся в процессе
практической работы с текстами художественных произведений, а именно:
прогнозировать содержание произведения по иллюстрациям и заголовку; определять
время и место событий, устанавливать смысловые связи между событиями:
последовательные и причинные; определять тему и главную мысль произведения,
соотносить заглавие произведения с его темой и главной мыслью; выделять
действующих лиц, называть главного героя, определять его поступок и причину
поступка; наблюдать за эмоциональным состоянием героя и соотносить это
состояние с поступком; выделять в тексте предложения, которые описывают
состояние, чувства действующих лиц; характеризовать героя на основании его
поведения, переживаний и поступков; определять авторское отношение к событиям,
героям; выражать свое отношение к содержанию произведения, давать личную оценку
поступку, герою и др.
Читательские
умения, в том числе коммуникативно-речевые, формируются не последовательно, а параллельно
друг другу.
В разделе «Литературоведческая пропедевтика» определён
круг литературоведческих представлений, которые формируются у учащихся
практическим путём в процессе чтения и анализа конкретных произведений. Во ІІ
классе учащиеся практически наблюдают жанровое разнообразие литературы,
открывают для себя «законы построения» (основные черты) колыбельной, шуточной
песни, небылицы, скороговорки, загадки, узнают основные признаки сказки, стихотворения,
рассказа, накапливают представления об авторах произведений и детской книги. В
ІІІ–IV классах круг сведений о признаках жанра расширяется на новом и более
сложном, чем во II классе, литературном материале. В процессе анализа художественных
особенностей произведений у учащихся будут накапливаться фактические знания о
жанровой специфике народной песни, сказки, легенды, сказания, былины, рассказа,
повести-сказки, стихотворения, басни, об авторской точке зрения и способах её
выражения, об изобразительно-выразительных средствах языка, о способах
построения художественного произведения (от лица автора или героя). Накопленный
фактический материал станет основой для формирования литературоведческих
понятий на II ступени общего среднего образования.
Ведущим понятием программы является понятие жанра
литературы. Чтение и изучение произведений разных жанров осуществляется на
протяжении всего периода обучения на І ступени общего среднего образования.
Знания по теории литературы формируются у учащихся
ІІ–IV классов на уровне представлений, т. е. на практическом уровне.
Теоретические знания не сообщаются учащимся в готовом виде, а открываются
самими учащимися в результате практических действий с текстом (нахождение в
тексте изобразительно-выразительных средств языка, определение структурных
компонентов произведения, жанровых особенностей и др.), а также в их
самостоятельном литературном творчестве. Теоретические знания необходимы
учащимся для освоения литературы как искусства слова и как средство решения
практических художественно-творческих задач.
Программой предусмотрено овладение следующими
теоретико-литературными знаниями на уровне представлений:
жанр
как разновидность литературных произведений; жанры устного народного
творчества: загадка, скороговорка, пословица, народная сказка, волшебная
сказка, сказка о животных, бытовая сказка, былина, сказание, легенда;
литературные жанры: рассказ, литературная легенда, повесть, повесть-сказка,
литературная сказка, стихотворение, басня;
сравнение,
олицетворение, эпитет, звукопись, преувеличение (гипербола) как изобразительные
средства, помогающие автору создавать интересный образ в произведении;
тема
и главная мысль произведения; название произведения — особый авторский приём
для раскрытия замысла;
герой,
персонаж, поступок, портрет героя, характеристика героя;
построение
произведения: вступление, развитие действий, концовка рассказа; эпизод как
законченный отрывок художественного произведения;
способы
построения художественного произведения: от лица автора или героя;
стихотворная
речь, рифма, ритм, стихотворная строка, эмоциональное настроение стихотворного
произведения;
средства
выразительной речи и чтения: сила голоса, тон, темп, ритм, пауза, логические
ударения;
иносказание,
ирония, юмор как средства выражения авторского замысла;
события
реальные, вымышленные, фантастические;
автор
произведения (писатель, поэт); авторское отношение (отношение автора к
поступку, герою, событию).
Предусмотрено овладение и оперирование
соответствующими литературными терминами.
Раздел «Литературно-творческая деятельность
учащихся» включает перечень видов самостоятельной
литературно-творческой деятельности, в которые учащийся мог бы внести элемент
творчества, выразить своё отношение, понимание и свою субъективную
интерпретацию текста. Во ІІ–IV классах могут предлагаться разнообразные задания
творческого характера в связи с прочитанным произведением (составление рассказа
по аналогии с прочитанным, по заданному началу или концовке; составление
творческого пересказа от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика,
с творческим дополнением сюжета; инсценировка эпизодов, отдельных фрагментов
художественного произведения; «интервью» с понравившемся персонажем
произведения; создание словесных и графических иллюстраций и др.).
В разделе «Внеклассное чтение» дана
характеристика учебного материала, составляющего круг чтения учащихся, тематика
чтения, изложены требования к оформлению обложки детской книги, видам издания.
Определены виды самостоятельной читательской деятельности, формы индивидуальной
и групповой работы с книгой во внеурочное время, перечень требований к основным
знаниям и умениям работы с детской книгой.
Блок «Основные требования к результатам учебной
деятельности учащихся» устанавливает требования к уровню подготовки
учащихся по литературному чтению во ІІ—IV классах.
Программа ориентирует на взаимосвязь уроков
литературного чтения с уроками русского языка. Речеведческие понятия «тема и
основная мысль текста», «заголовок текста», «структура текста», «связь
заголовка с темой и основной мыслью текста», «план текста» должны быть опорным
знанием при анализе художественных произведений.
Природа искусства слова предполагает диалог с такими
видами искусства, как живопись и музыка. Учитывая принадлежность к искусству
учебных предметов «Литературное чтение», «Літаратурнае чытанне»,
«Изобразительное искусство» и «Музыка», программа ориентирует на осуществление межпредметных
связей при формировании у учащихся таких представлений, как «жанр»,
«художественный образ», «замысел автора», «тема», «форма», «содержание»,
«ритм», «настроение», «автор».
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(68 ч, из них 61 ч
— чтение разделов учебника и обобщение знаний
по разделам чтения, 5 ч — внеклассное чтение,
2 ч — обязательный контроль навыка чтения)
по разделам чтения, 5 ч — внеклассное чтение,
2 ч — обязательный контроль навыка чтения)
Круг
чтения
Учебный материал для чтения и изучения:
произведения
устного народного творчества русского народа и других народов: пестушки,
потешки, небылицы, колыбельные, лирические, шуточные песни, скороговорки,
загадки, пословицы и поговорки, сказки разных народов;
стихотворные
и прозаические произведения русских писателей-классиков XIX — начала XX в.,
вошедшие в круг детского чтения; русских детских писателей XX в., произведения
современных детских писателей;
научно-художественные
произведения (сказки, рассказы) и научно-познавательные тексты о повадках
животных и птиц, о природных явлениях, о предметах и вещах.
Жанровое разнообразие: пестушки, потешки, небылицы,
песни, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, сказки (народные и
литературные), рассказы (художественные, научно-художественные,
научно-познавательные), стихотворения.
Основные
разделы чтения.
Рекомендуемый перечень произведений
Рекомендуемый перечень произведений
Рекомендуемый перечень произведений состоит из двух
списков: для чтения и изучения в классе и
для внеклассного чтения. Список произведений для внеклассного чтения
является расширенным и примерным. Он
носит рекомендательный характер.
Учитель может выбрать для внеклассного чтения те произведения, которые имеют
место в книжном фонде библиотеки учреждения образования и районной библиотеки.
Страна
народного творчества
(10 ч, из них 1 ч — обобщение
по разделу, 1 ч — внеклассное чтение)
(10 ч, из них 1 ч — обобщение
по разделу, 1 ч — внеклассное чтение)
Для чтения и изучения в классе
Произведения устного народного творчества:
пестушки,
потешки, небылицы, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
Колыбельные песни:
«Ходит сон по хате…», «Ай, люли, люли, люли…», «Ой, бычок, мой бычок…».
Лирические песни: «Берёзонька»
(русская народная песня); «Приди, приди, солнышко» (украинская народная песня);
«Горкой, горкой, горушкой» (белорусская народная песня).
Шуточные песни:
«Как на тоненький ледок…» (русская народная песня); «Паучок» (белорусская
народная песня); «Маленькие феи» (английская народная песня).
Сказки разных народов:
«Лиса и журавль» (русская народная сказка); «Котик — золотой лобик»
(белорусская народная сказка»); «Два жадных медвежонка» (венгерская народная
сказка).
Для внеклассного
чтения
Русские народные сказки:
«Гуси-лебеди», «Коза-дереза», «Лисичка со скалочкой», «Хаврошечка».
Белорусские народные сказки:
«Сынок-с-кулачок», «Как курочка петушка спасла», «Котик, петушок и лиса»,
«Почему барсук и лиса в норах живут».
Литовская народная сказка
«Почему кот моется после еды».
Осенняя
страничка (3 ч)
Для чтения и изучения в классе
Произведения, рисующие картины осенней природы:
И. Соколов-Микитов.
«Пришёл сентябрь…».
Н. Сладков.
«Осень на пороге».
Е. Благинина.
«Улетают, улетели…».
Ю. Коваль.
«Сирень и рябина», «Дубы».
И. Токмакова.
«Осинка», «Дуб».
Произведения устного народного творчества: осенние
загадки, скороговорки.
Страна
детства (23 ч)
Я и моя семья
(14 ч, из них 1 ч — обобщение по
разделу, 1 ч — внеклассное чтение)
Для чтения и изучения в классе
Произведения о детях, о семье, родных людях, о дружбе,
трудолюбии, хороших и плохих поступках, о внимательном отношении к людям, о
качествах характера человека:
Я. Аким. «Моя родня».
А. Барто.
«Я расту!».
Ю. Яковлев.
«Мама».
Я. Брыль.
«Просто и ясно».
В. Осеева.
«Хорошее», «Плохо», «Печенье».
Э. Успенский.
«Разгром».
Б. Заходер.
«Никто».
Н. Носов.
«Леденец».
А. Стариков.
«Смельчак».
А. Седугин.
«Про умную собаку».
В. Драгунский.
«Третье место в стиле баттерфляй».
Л. Толстой.
«Отец и сыновья», «Косточка».
С. Михалков.
«Лапуся», «Про мимозу».
Е. Пермяк.
«Торопливый ножик», «Первая рыбка».
В. Данько.
«Спасибо».
Произведения устного народного творчества: пословицы
и поговорки, тематически связанные с содержанием художественных
произведений.
Для внеклассного
чтения
В. Азбукин.
«Утешение», «Младший брат».
А. Барто.
«Помощница», «Разговор с дочкой», «Катя».
В. Голявкин.
«Как я помогал маме мыть пол» (из повести «Наши с Вовкой разговоры»).
В. Драгунский.
«Тайное становится явным».
Ю. Ермолаев.
«Два пирожных».
И. Косяков.
«Мать и дети».
Л. Квитко.
«Бабушкины руки».
С. Маршак.
«Хороший день».
В. Осеева.
«Кто наказал его?», «Сыновья».
Е. Пермяк.
«Про нос и язык», «Для чего руки нужны», «Смородинка».
Я и
мои друзья
(9 ч, из них 1 ч — обобщение по разделу, 1 ч — внеклассное
чтение)
Для чтения и изучения в классе
Произведения о детях, о дружбе, хороших и плохих
поступках, о качествах характера человека:
Э. Киселёва.
«Мальчик-Огонёк».
В. Осеева.
«Кто всех глупее».
С. Михалков.
«Ответ».
А. Барто.
«Уехали».
С. Маршак.
«Кот и лодыри», «Ежели вы вежливы».
Я. Пинясов.
«Кем быть и кем не быть».
Т. Бокова.
«Жизнь под солнцем».
Н. Носов.
«Заплатка».
Произведения устного народного творчества: пословицы и
поговорки, тематически связанные с содержанием художественных произведений.
Для внеклассного
чтения
А. Барто.
«По дороге в класс», «Мы с Тамарой».
В. Берестов.
«Знакомый», «Прощание с другом».
А. Введенский.
«Учёный Петя».
Ю. Ермолаев.
«Навестили», «Лучший друг».
С. Маршак.
«Друзья-товарищи», «Угомон».
С. Михалков.
«Мой щенок», «Песенка друзей».
Э. Мошковская.
«Какие бывают подарки?».
В.
Осеева. «Синие листья», «Три товарища», «До первого дождя».
В. Драгунский.
«Где это видано, где это слыхано…», «Заколдованная буква».
Н. Носов.
«Огурцы», «На горке».
Зимняя
страничка (3 ч)
Для чтения и изучения в классе
Произведения о зимней природе:
И. Никитин.
«Встреча зимы» (отрывок).
В. Хмельницкий.
«Снег и скрипка».
С. Есенин.
«Берёза».
А. Гарф. «Наш тополь».
К. Ушинский.
«Проказы старухи-зимы».
З. Александрова.
«Дед Мороз».
Произведения устного народного творчества: зимние
загадки.
Страна
живой природы
(9 ч, из них 1 ч — обобщение по разделу, 1 ч — внеклассное чтение)
(9 ч, из них 1 ч — обобщение по разделу, 1 ч — внеклассное чтение)
Для чтения и изучения в классе
Произведения о жизни и заботах животных, их повадках и
характере, об отношении человека к животным:
В. Орлов.
«Письмо ровеснику».
Е. Чарушин.
«Про зайчат», «Страшный рассказ».
И. Тургенев.
«Воробей».
Г. Снегирёв.
«Бобрёнок».
С. Воронин.
«Голая лягушка» (сказка).
Г. Глушнёв.
«Соседский щенок».
Р. Сеф. «Кто любит
собак…».
С. Михалков.
«Будь человеком».
Для внеклассного
чтения
В. Бианки.
«Синичкин календарь», «Приспособился», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хитрый Лис и
умная Уточка».
В. Орлов.
«Живой букварь».
М. Пришвин.
«Ребята и утята».
Г. Скребицкий.
«В лесу и в поле».
Н. Сладков.
«Загадочный зверь», «Лесные сказки».
Г. Снегирёв.
«Хитрый бурундук».
И. Соколов-Микитов. «Лесные
сторожа», «Медвежья семья».
Е. Чарушин.
«Медвежата», «Волчишко», «Про больших и маленьких».
Весенняя
страничка (3 ч)
Для чтения и изучения в классе
Произведения, рисующие картины наступления весны,
пробуждения природы:
А. Плещеев.
«Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи…»).
Н.
Сладков. «Медведь и Солнце».
В.
Орлов. «Ночной гость», «Первый гром».
С.
Есенин. «Черёмуха».
Произведения устного народного творчества: весенние
загадки, поговорки.
Страна
улыбки и смеха
(7 ч, из них 1 ч — обобщение по разделу, 1 ч — внеклассное чтение)
(7 ч, из них 1 ч — обобщение по разделу, 1 ч — внеклассное чтение)
Для чтения и изучения в классе
Юмористические произведения, насыщенные комическими
ситуациями, с помощью которых раскрываются характеры героев:
М. Пляцковский. «Какие
бывают слова».
Б. Заходер. «Песенки
Винни-Пуха».
С. Михалков. «Где
очки?».
С. Маршак. «Вот
какой рассеянный».
Н. Носов. «Живая
шляпа».
Э. Успенский. «Память».
А. Усачёв. «Любопытная
Варвара».
Э. Успенский.
«Дядя Фёдор, пёс и кот» (отрывок из главы «Письмо родителям»).
Для внеклассного
чтения
В. Голявкин.
«Карусель в голове».
Л. Каминский.
«Начинаю новую жизнь».
С. Михалков.
«Фома».
Э. Мошковская.
«Кислые стихи».
Н. Носов.
«Бобик в гостях у Барбоса».
В. Сутеев.
«Кто сказал «Мяу»?»
А. Усачёв.
«Вездекот».
Э. Успенский.
«Рыболов», «Дядя Фёдор, пёс и кот».
Д. Хармс.
«Я хотел устроить бал…».
К. Чуковский.
«Путаница».
Страна
вопросов и ответов
(6 ч, из них 1 ч — обобщение по разделу)
(6 ч, из них 1 ч — обобщение по разделу)
Для чтения и изучения в классе
Научно-художественная и научно-познавательная
литература (о природных явлениях, о повадках животных и птиц, о предметах и
вещах):
М. Львовский.
«Песенка Витьки Почемучкина».
М. Гумилевская.
«Почему бывает радуга?».
П. Непорожний.
«Чудо, которое рядом. Чудо, которое везде. Чудо, которое всё умеет».
М. Шпагин.
«Вила и вилка».
А. Владимиров.
«Сторожа в коробочках».
В. Танасийчук.
«Кто в темноте видит».
В. Липский, И. Сергеева.
«Весть издалека».
Летняя
страничка (2 ч)
Для чтения и изучения в классе
Произведения о красоте и поэзии летней природы:
С. Маршак.
«Зелёная страница».
М. Ивенсен.
«Вот и лето».
А. Шибаев.
«Хороший день».
В. Хомченко.
«Поклон лесу».
ФОРМИРОВАНИЕ
НАВЫКА ЧТЕНИЯ И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ
Становление способа чтения целыми словами.
Интонационное объединение слов в словосочетания и предложения. Наращивание
темпа чтения и приближение его к скорости разговорной речи учащегося.
Формирование правильного чтения с соблюдением
орфоэпических норм русского языка.
Овладение следующими видами чтения: чтение вслух,
чтение про себя, выборочное чтение, выразительное чтение, чтение по ролям.
Овладение средствами выразительного
чтения:
отчетливое
и громкое произнесение гласных и согласных звуков в словах;
соблюдение
повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации предложений;
соблюдение
пауз внутри и в конце предложения с опорой на знаки препинания (запятую,
двоеточие, точку с запятой и тире), между абзацами;
выделение
с помощью логического ударения слов, обозначающих перечисление предметов,
действий, качеств, слов-сравнений, слов-обращений;
соблюдение
тона и темпа чтения в зависимости от эмоционального настроения произведения,
состояния героев;
определение
с помощью учителя задачи выразительного чтения: что необходимо передать
слушателям при чтении.
Формирование общеучебных умений:
выявлять
в тексте незнакомые и непонятные слова, выражения; пользоваться словарём для
выяснения значений слов;
выделять
ключевые (опорные) слова в тексте;
определять
учебную задачу чтения: что, с какой целью должны прочитать;
планировать
деятельность: называть в последовательности действия для решения учебной задачи
(при подготовке к чтению по ролям, выразительному чтению, словесному
рисованию);
оценивать
своё и чужое чтение с позиций правильности и выразительности;
участвовать
в учебном диалоге при обсуждении материала;
соблюдать
правила взаимодействия в группе, паре.
Виды
деятельности: слушание,
чтение вслух, чтение про себя, выборочное чтение, выразительное чтение, чтение
по ролям; чтение цепочкой по предложению, абзацу; комбинированное чтение
(учитель — учащиеся); чтение чистоговорок, скороговорок, пирамидок; поиск
и чтение ключевых слов абзаца, смысловой части, текста; выполнение
артикуляционных и орфоэпических упражнений; определение учебной задачи чтения;
установление последовательности действий при подготовке к чтению по ролям,
выразительному чтению, словесному рисованию; поиск ошибок и сильных сторон в
своём и чужом чтении; оценка чтения с позиций правильности и выразительности.
Контрольная работа
Проверка навыка чтения — 2 (1 — I полугодие, 1 — II
полугодие).
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
Читательские умения формируются практическим путём
посредством включения учащихся в разные виды деятельности.
Учащиеся учатся:
прогнозировать
содержание произведения по иллюстрациям и заголовку;
выявлять
слова и выражения, которые препятствуют пониманию прочитанного, определять их
значение через контекст и с помощью словаря;
находить
в тексте конкретный отрывок для подтверждения ответа на вопрос учителя;
находить
в тексте начало и конец отрывка, который проиллюстрирован; устанавливать
смысловые связи между событиями;
выделять
действующих лиц, называть главное действующее лицо;
находить
с помощью выборочного чтения описание поступка героя;
находить
с помощью учителя в тексте слова, которые указывают на эмоциональное настроение
героя, его чувства, отношение автора к изображённым явлениям;
с
помощью учителя определять отношение автора к поступку героя;
выражать
своё отношение к поступку, герою;
с
помощью учителя определять главную мысль произведения;
наблюдать
за построением произведения, с помощью учителя последовательно делить текст на
смысловые части, картины, эпизоды, озаглавливать каждую часть;
с
помощью учителя составлять план рассказа, сказки, озаглавливая его пункты либо
предложениями из текста, либо назывными или вопросительными предложениями;
подробно
пересказывать прочитанное (рассказ повествовательного характера, сказку) по
вопросам учителя, опорным словам, иллюстрациям или готовому плану;
определять
общее эмоциональное настроение поэтического произведения;
находить
с помощью выборочного чтения описание картин природы;
представлять
в воображении поэтическую картину и рассказывать о ней;
находить
в стихотворении рифму;
наблюдать
за способом построения художественного произведения: от чьего имени ведётся
рассказ, кем рассказано стихотворение;
различать
и называть произведения фольклора (скороговорка, загадка, пословица, песня,
небылица, сказка);
различать
и называть виды народных песен (колыбельная, лирическая, шуточная);
различать
и называть произведения авторской литературы (литературная сказка, рассказ,
стихотворение);
определять
с помощью учителя тему чтения научно-познавательного текста, выделять в нём
факты и находить их внешнее описание.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ
ПРОПЕДЕВТИКА
Формирование на практическом уровне следующих
литературоведческих представлений и ориентировка в терминах:
художественное
произведение, устное народное творчество, колыбельные, лирические, шуточные
песни, пестушки, потешки, небылицы, пословицы, скороговорки, загадки, народная
сказка, литературная (авторская) сказка, рассказ, стихотворение;
автор,
отношение автора к поступку, герою; отношение читателя к поступку, герою;
тема,
главная мысль произведения, заглавие, герой (персонаж) произведения;
построение
произведения: смысловые части, картины, эпизоды (эпизод как законченный отрывок
художественного произведения), их взаимосвязь;
изобразительно-выразительные
средства языка художественного произведения: сравнение, одушевление неживой
природы (олицетворение), эмоционально-оценочные слова, юмор;
средства
выразительной речи и чтения: сила голоса, тон, темп, пауза, логическое
ударение, ритм.
Виды
деятельности: наблюдение
за формой поэтического и прозаического повествования, построением текста,
художественными средствами выразительности (сравнение, одушевление неживой
природы, эмоционально-оценочные слова), особенностями фольклорных жанров;
мысленное представление образов художественного произведения (поэтических
картин природы, героев, событий); сравнение художественных произведений разных
жанров, выделение жанровых признаков; составление высказываний сравнительного
характера, умозаключений.
ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Литературно-творческая деятельность осуществляется
посредством включения учащихся в следующие виды деятельности:
иллюстрирование
содержания произведения рисунками (словесное и графическое рисование);
придумывание
названия произведения, подписей к иллюстрациям;
составление
с помощью учителя устных рассказов по серии сюжетных картинок, по плану на
заданную тему;
творческая
интерпретация произведения: словесное рисование на основе представления в своём
воображении поэтических картин, эпизодов текста, словесное описание героя
произведения;
коллективное
сочинение небольших сказок, рассказов по плану и по опорным словам;
коллективное
составление загадок по плану и по опорным словам;
сочинение
(по аналогии с произведениями фольклора) скороговорок, небылиц;
составление
творческого пересказа от имени одного из героев (с помощью учителя);
чтение
по ролям диалога героев произведения, отдельных эпизодов сюжетных произведений
(сказка, рассказ);
инсценировка
несложных сюжетных произведений (сказка, рассказ) либо отдельных его эпизодов
(с репликами и движениями, постановка «живых картин») под руководством учителя.
ВНЕКЛАССНОЕ
ЧТЕНИЕ (начальный этап)
Круг
чтения
Детская художественная и научно-художественная книга
объёмом 8—30 старниц с типовым оформлением обложки: с указанием фамилии автора
и названия книги на обложке, с иллюстрациями в тексте и на обложке.
Детская книга с
усложнённым оформлением обложки: без указания фамилии автора на обложке (когда
книга издана как тематический сборник разных писателей); с дополнительными
надписями (например, фамилия художника, название серии и др.).
Небольшие художественные произведения для
самостоятельного чтения учащимися (1—5 страниц) из детской книги.
Типы детских книг для внеклассного чтения:
– книга,
содержащая одно произведение одного автора (книга-произведение);
– книга,
содержащая несколько произведений одного автора (книга-сборник авторский);
– книга,
содержащая объединённые темой произведения разных авторов (книга-сборник
тематический, с дифференциацией тематики чтения по жанрам, например, стихи о родной
природе, сказки о животных, рассказы о детях).
Детские журналы и газеты по выбору учителя.
Толковый словарь.
На уроках внеклассного чтения дети знакомятся не с
одной, а с несколькими книгами (от 2 до 4), объединенными общей темой или
жанром.
Тематика чтения определяется в соответствии с
тематикой уроков литературного чтения, а также может расширяться:
о Родине, о подвигах, о детях, о животных и растениях, приключениях и
волшебстве.
Формирование
самостоятельной читательской
деятельности учащихся
Формирование самостоятельной читательской деятельности
осуществляется посредством включения учащихся в различные виды деятельности.
Учащиеся учатся:
ориентироваться
в группе книг (2—4) до чтения;
определять
тему чтения по выставке книг;
выбирать
необходимую книгу по заданным признакам: по теме урока внеклассного чтения, по
жанру и авторской принадлежности (из экспозиции книжной выставки);
рассматривать
новую книгу, определять её содержание по внешним приметам (названию и
иллюстрациям);
воспроизводить
содержание самостоятельно прочитанной книги или небольшого произведения из
детской книги по вопросам учителя; отвечать на вопрос, о ком или о чём читали;
узнавать знакомые эпизоды и ситуации на иллюстрациях книги, раскрывать
содержание иллюстраций; высказывать оценочные суждения о поведении и поступках
героев; высказываться на тему «Чем
и почему интересно данное произведение»;
осваивать
связи: книга — тема, книга — автор, книга — жанр;
рассматривать
и читать детские журналы и газеты;
осваивать
приёмы чтения детского журнала и газеты;
осваивать
способы действия с толковым словарём.
Основные знания и умения
Учащиеся получают представления о назначение
библиотеки, абонемента, читального зала, библиотекаря.
Знакомятся с правилами пользования библиотекой,
правилами обращения с книгой.
Учащиеся учатся:
выбирать
книгу в соответствии с поставленной целью (по теме и жанру, авторской
принадлежности) с помощью книжной выставки, книжного плаката, библиотекаря;
различать
книги по жанрам (сказка, рассказ, стихотворение);
различать
основные элементы книги: обложка, титульный лист, корешок, страницы, оглавление
(содержание);
определять
примерное содержание незнакомой книги по её названию (автор, заглавие) и
иллюстрациям (на обложке и в тексте);
правильно
называть книгу (фамилия автора, заглавие);
соотносить
знакомые произведения и детские книги с фамилиями писателей.
Получают представления о газете и журнале как
периодических изданиях.
Индивидуальная и групповая работа с книгой
во внеурочное время
во внеурочное время
Посещение библиотеки и
ориентация в мире книг по тематической и авторской книжной выставке в
пространстве библиотеки, по рекомендательным спискам.
Составление книжных
выставок по теме, указанной учителем.
Расстановка книг по темам
в классной библиотеке.
Работа в «мастерской по ремонту книг».
Участие в литературных
утренниках и конкурсах.
СПИСОК
ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Потешка, небылица (по выбору учащихся).
И. Токмакова.
«Осинка».
В. Данько.
«Спасибо».
С. Есенин.
«Берёза».
В. Орлов.
«Письмо ровеснику».
А. Плещеев.
«Весна».
М. Ивенсен.
«Вот и лето».
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Знать:
·
фамилии авторов, с творчеством которых
неоднократно встречались на страницах учебника, и их произведения (название,
имена героев, основное содержание);
·
произведения, рекомендованные для
заучивания наизусть;
·
правила обращения с книгами.
Иметь
первоначальные представления о (об):
·
произведениях устного народного творчества
(пестушки, потешки, небылицы, песни, пословицы, скороговорки, загадки, сказки);
·
видах народных песен (колыбельные,
лирические, шуточные);
·
произведениях авторской литературы
(рассказ, стихотворение, сказка);
·
изобразительно-выразительных средствах
языка художественного произведения (сравнение, одушевление неживой природы,
эмоционально-оценочные слова);
·
средствах выразительного чтения (сила
голоса, пауза, интонация предложения).
Уметь:
·
слушать сказки, рассказы, стихотворения;
·
читать целыми словами вслух с соблюдением
орфоэпических норм в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;
·
выразительно читать художественное
произведение с соблюдением интонации предложения и пауз на знаках препинания;
·
оценивать своё и чужое чтение с позиций
правильности и выразительности;
·
ориентироваться в содержании произведения до
чтения (по заглавию и иллюстрациям);
·
выявлять в тексте непонятные слова и
выражения, определять их значение через контекст и с помощью словаря;
·
с помощью учителя определять учебную
задачу чтения: что, с какой целью должны прочитать;
·
планировать деятельность: с помощью
учителя называть в последовательности действия при подготовке к чтению по
ролям, выразительному чтению;
·
отвечать на вопросы о фактическом
содержании произведения;
·
находить в тексте конкретный отрывок для
подтверждения ответа на вопрос учителя;
·
находить в тексте начало и конец отрывка,
который проиллюстрирован;
·
выделять действующих лиц произведения;
·
находить в тексте эпизод с описанием
поступка героя;
·
оценивать с помощью учителя действия и
поступки героев, определять к ним своё отношение;
·
определять с помощью учителя главную мысль
произведения;
·
подробно пересказывать небольшое
произведение (рассказ повествовательного характера, сказку) по готовому плану,
вопросам учителя, опорным словам, иллюстрациям;
·
оперировать литературными терминами:
автор, заглавие, стихотворение, рассказ, сказка, скороговорка, загадка,
пословица, песня (колыбельная, лирическая, шуточная);
·
приводить примеры народных песен
(колыбельной, лирической, шуточной), загадок, скороговорок, пословиц, сказок,
стихов и рассказов из круга изученных произведений;
·
ориентироваться в книге: находить в
оглавлении фамилию автора, название нужного произведения и соответствующую
страницу;
·
выбирать книгу в соответствии с
поставленной целью (по теме и жанру, авторской принадлежности) с помощью
библиотекаря;
·
правильно называть прочитанное
произведение, книгу (фамилия автора, заглавие).
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
·
выбирать в библиотеке и читать книги,
детскую периодику;
·
пользоваться видами
библиотечно-библиографической помощи с привлечением библиотекаря;
·
самостоятельно знакомиться с произведением
и книгой до чтения;
·
ориентироваться в книгах по оглавлению;
·
высказывать оценочные суждения о прочитанном
произведении (герое, событии), книге, просмотренном фильме, спектакле;
·
находить в толковом словаре значение
неизвестного слова;
·
принимать участие в литературных
конкурсах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий