Страницы

3 КЛАСС


Учебная программа по учебному предмету
 «Русская литература (литературное чтение)»
для IІІ класcа учреждений общего среднего образования
с белорусским и руским языками обучения и воспитания

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по литературному чтению для ІI—IV классов направлена на достижение следующих основных целей:
     l ввести учащихся в богатый мир русской и мировой детской литературы и таким образом расширить их кругозор;
     l на основе чтения и изучения образцовых художественных произведений раскрыть своеобразие литературы как словесного искусства, формировать нравственно-ценностные ориентиры, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, культуру речи и общения;
     l формировать грамотного читателя, знания, умения и навыки которого станут фундаментом для совершенствования его на протяжении всей жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
     l формирование навыка правильного, осознанного, выразительного чтения стихов, прозы, научно-познавательных текстов;
     l формирование общеучебных умений и способов познавательной деятельности, обеспечивающих успешное изучение любого учебного предмета;
     l формирование коммуникативно-речевых умений учащихся;
     l формирование читательских умений, литературных представлений и знаний, необходимых для восприятия литературы как искусства слова, понимания художественных произведений и научно-познавательных текстов;
     l осуществление литературно-творческой деятельности на основе изучаемых произведений;
     l формирование интереса к чтению и творчеству детских писателей, расширение круга чтения учащихся;
     l формирование образных представлений об окружающем мире, отношений к жизненным явлениям, ценностных ориентаций учащихся;
     l развитие эмоциональной отзывчивости, воображения, критического мышления;
     l воспитание эстетических и духовно-нравственных качеств личности средствами литературы.
Программа по литературному чтению основана на идеях культурологического, личностно-деятельностного и компетентностного подходов.
Культурологический подход обусловливает направленность содержания литературного образования на социокультурное развитие учащихся на основе овладения культурными, духовно-нравственными ценностями, закрепленными в языке художественного произведения как форме существования духовной культуры народа.
Личностно-деятельностный подход ориентирует на создание условий для полноценного проявления и развития личностных качеств учащихся, учета их интересов, индивидуальных особенностей и возможностей. Он определяет способы организации различных видов деятельности учащихся. Только через собственную активную деятельность ребенок осваивает способы чтения, речевой коммуникации, читательские действия с текстом произведения, формирует и совершенствует личностные качества.
Компетентностный подход предусматривает усиление деятельностно-практического компонента содержания учебного предмета. В соответствии с идеями подхода освоение содержания учебного предмета направлено на формирование читательской компетенции как совокупности знаний, умений и навыков для успешного выполнения коммуникативно-речевой и читательской деятельности, необходимой человеку во многих сферах его жизни. В связи с усилением деятельностно-практического компонента содержания в программе определены основные виды учебной деятельности учащихся и требования к ее результатам.
В основу отбора содержания и систематизации учебного материала, методов и приемов организации читательской деятельности учащихся на уроках литературного чтения положены принципы культуросообразности, художественно-эстетический, с привлечением тематического, жанрового и монографического, коммуникативно-речевой, учета психологических особенностей восприятия художественной литературы учащимися младшего школьного возраста, творческого характера обучения, принцип преемственности и перспективности в содержании литературного образования, обеспечивающий порядок и последовательность в освоении предметных знаний, умений и навыков по годам обучения.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» во ІI—IV классах составляют четыре основных компонента:
     l предметные знания;
     l читательские и коммуникативно-речевые умения, способы деятельности;
     l опыт литературно-творческой деятельности;
     l опыт эмоционально-ценностных отношений.
Все компоненты содержания представлены комплексно и формируются на основе знаний текстов художественных и научно-познавательных произведений и путем практической работы с ними.
Основу содержания учебного предмета составляют художественные произведения, эстетически значимые, имеющие воспитательную ценность, актуальные для нашего времени, доступные для восприятия учащихся, вызывающие интерес к чтению.
Первый компонент содержания (предметные знания) формируется путем освоения литературного и теоретического материала, состоящего из произведений устного народного творчества русского народа и народов мира; произведений ведущих русских и зарубежных детских писателей; кратких биографических сведений об их творчестве; основных литературоведческих понятий, представления о которых необходимы учащимся не как самоцель, а для освоения литературы как искусства слова.
Программой предусмотрено первоначальное знакомство с литературоведческими понятиями и овладение ими на уровне представлений, т. е. на практическом уровне. Учащиеся получат представления о жанрах устного народного творчества и авторской литературы; об изобразительно-выразительных средствах языка художественного произведения; о средствах выразительного чтения. Предметные знания составят также краткие биографические сведения о жизни и творчестве детских писателей, рекомендованных для чтения во II—IV классах; фамилии писателей, с творчеством которых знакомятся неоднократно на уроках литературного чтения, названия и содержание изученных произведений; тексты, рекомендованные для заучивания наизусть.
Второй компонент содержания составляет система читательских умений. Читательские умения складываются из умений читать, работать с текстом произведения и детской книгой. Умения работы с текстом формируются в процессе анализа литературного произведения и представляют собой действия учащегося по ориентировке в тексте, связанные с восприятием, выявлением, осознанием и оценкой содержания и смысла художественного произведения.
Коммуникативно-речевые умения сопровождают читательскую деятельность и выполняют функцию читательских умений, поскольку умственные операции, входящие в состав читательской деятельности, обязательно реализуются в речевой форме. Программа ориентирует на формирование таких метапредметных коммуникативно-речевых умений, как умение ориентироваться в ситуации общения, строить связные устные высказывания для передачи содержания текста и общения между читающими, адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (определять тему, основную мысль высказывания); отбирать средства языкового оформления высказывания в соответствии с коммуникативными целями и задачами общения; умение активно слушать собеседника, выражать понимание, проявлять терпимость к его точке зрения, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Третий компонент — опыт литературно-творческой деятельности — приобретается учащимися в процессе включения их в разнообразные виды деятельности в связи с прочитанным произведением. В ходе выполнения творческих заданий у учащихся формируются литературно-творческие умения и способы деятельности.
Четвертый компонент содержания — опыт эмоционально-ценностных отношений — приобретается учащимися в процессе анализа художественного произведения, в ходе которого выявляется авторское отношение к героям, авторская оценка событий, персонажей и сопоставляется с личностным восприятием; аргументируется своя оценка героев и событий, сравнивается с другими трактовками отношений и оценок.
Круг чтения учащихся II—IV классов весьма широк: произведения устного народного творчества русского народа и народов мира; стихотворные и прозаические произведения русских писателей-классиков XIX — начала XX в., вошедшие в круг детского чтения; стихотворные и прозаические произведения русских детских писателей XX в. и современных детских писателей; произведения зарубежных писателей-классиков для детей; научно-художественная и научно-познавательная литература (о природных явлениях, повадках зверей и птиц, предметах и вещах, об открытиях и путешествиях); приключенческая детская книга, справочная детская литература (книги-справочники, детские энциклопедии, словари).
Учащиеся знакомятся с литературными произведениями по всем основным темам детского чтения, зафиксированным современной библиографией для детей (о Родине, ее героях, разных людях, ребятах-сверстниках и их делах, природе, животных и растениях, приключениях, фантастике, волшебстве и т. п.). Это позволит им узнать имена русских писателей-классиков, известных русских детских писателей, в творчестве которых раскрываются эти темы, зарубежных детских писателей-классиков: И. Крылов, А. Пушкин, А. Плещеев, И. Суриков, И. Никитин, С. Есенин, Л. Толстой, Д. Мамин-Сибиряк, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Б. Заходер, Е. Трутнева, В. Осеева, Е. Пермяк, Н. Носов, В. Драгунский, В. Бианки, И. Соколов-Микитов, Н. Сладков, Э. Шим, Г. Скребицкий, Г. Снегирёв, С. Сахарнов, В. Орлов, А. Стариков; Х.-К. Андерсен, бр. Гримм, Р. Киплинг и др.
В системе литературного образования особое место занимает II класс как подготовительный этап на пути к литературному чтению, поскольку у учащихся еще не закреплен способ чтения текста целыми словами, не сформирован беглый темп чтения. Интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения происходят на втором году обучения. Навык чтения как автоматизированное умение только начинает складываться. В связи с этим работа над овладением собственно чтением, т. е. техническими навыками чтения текстов разных жанров, является первостепенной и организуется на протяжении всего периода обучения во II классе. Сформированное чтение — залог успешного учения на всех ступенях образования, ибо собственно чтение используется как универсальное учебное умение, как инструмент труда. Формирование и развитие навыка чтения осуществляется как путем специальных упражнений, так и в ходе аналитико-синтетической работы с текстом художественного произведения, которая требует многократного и внимательного перечитывания текста.
Важнейшей особенностью литературного чтения во II классе учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения, а также в последующих классах, является деятельность по формированию у учащихся произносительных навыков. Учащиеся овладевают умением правильно произносить специфические русские звуки [г], [г’], [р’] [ч’], [щ’], [д’], [т’] при чтении и в устной речи; правильно читать слова с буквами о, е, я в первом предударном слоге (столы, пенал, глядеть); произносить звук [л] на конце глаголов прошедшего времени мужского рода единственного числа (учил) и в словах типа волк; произносить звук [в] перед согласными (взять); звук [ф] на конце слова и перед глухими согласными (клюв, травка); мягкие губные согласные на конце слова (семь, голубь); звук [й’] после согласных перед гласными (крылья); правильно читать парные звонкие согласные на конце и в середине слов перед глухими согласными (снег, тетрадь, книжка); демонстрировать орфоэпическое чтение буквосочетаний -ого, -его, -ться и -тся, а также жи, ши, же, ше, ча, ща, чу, щу; соблюдать нормы словесного ударения в изученных словах.
Формированию произносительных навыков способствуют специальные фонетико-орфоэпические упражнения, построенные на материале изучаемого литературного произведения.
Если во ІІ классе приоритетным является формирование и развитие навыка чтения, то в ІІІ—IV классах центром внимания становится художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение учащийся. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения учащимися, а именно: подготовка к восприятию, первичное эмоциональное восприятие, осмысление прочитанного и его эстетическая оценка, выражение отношения к прочитанному.
Предметом специального обучения на уроках литературного чтения во ІI—IV классах является выразительное чтение. На протяжении всего периода обучения учащиеся практически овладевают умением передавать слушателям настроение, состояние, чувства героев с помощью средств речевой выразительности (сила голоса, тон, темп, ритм, пауза, логические ударения). Основной прием обучения — не только выразительное чтение учителя, но и поиск учащимися вариантов правильного, выразительного прочтения монолога, диалога, точной передачи чувств, настроений, состояний героев, своего отношения к изображенному автором. Выразительное чтение выступает одновременно и предметом, и методом обучения, способствующим глубокому проникновению в смысл художественного произведения, постижению его эмоционально-образного и идейного содержания.
Основными видами деятельности на уроках литературного чтения во II—IV классах являются чтение вслух и про себя (молча), выразительное чтение, чтение по ролям, изучающее чтение, поисковое чтение, просмотровое чтение, выборочное чтение; заучивание наизусть стихотворных произведений; слушание и рассказывание; пересказ (подробный, выборочный, краткий) по готовому плану, по опорным словам, иллюстрациям; творческий пересказ (с изменением лица рассказчика, дополнением сюжета); представление в воображении героев, событий, поэтических картин природы; творческая интерпретация текста (словесное рисование отдельных эпизодов, поэтических картин, создание словесных и графических иллюстраций произведения); инсценировка эпизодов художественного произведения; аналитическая и оценочная работа с текстом произведения; составление высказываний сравнительного характера, умозаключений, личностных суждений; наблюдение за основными изобразительно-выразительными средствами художественной речи (олицетворение, сравнение, эпитет, преувеличение, эмоционально-оценочные слова); структурирование текста в форме плана, графической схемы; чтение-рассматривание детских книг, прогнозирование, обсуждение, дискуссия.
В силу возрастных особенностей учащихся в программе применяется концентрический способ распределения содержания (предметных знаний, умений и навыков), который предполагает возвращение в последующие годы к изученному ранее материалу (например, признаки сказки, рассказа, стихотворения), но на более высоком уровне. Произведения одного и того же жанра (например, рассказ, сказка, стихотворение) разных авторов изучаются на протяжении всего периода обучения на І ступени общего среднего образования. При этом круг сведений о признаках жанра расширяется постепенно из года в год. Формирование читательских умений работы с текстом произведения и детской книгой ведется также в течение всего периода обучения, но на более сложном литературном материале в последующем классе, что обеспечивает системную работу по овладению читательскими умениями.
Учебный материал для организации читательской деятельности учащихся располагается во II классе по тематическому принципу с привлечением жанрового, в III классе — по жанровому, в IV — по литературно-эстетическому с привлечением жанрового и монографического принципов компоновки произведений внутри разделов.
Составной частью учебного предмета является внеклассное чтение. Внеклассное чтение на I ступени общего среднего образования является обязательной частью подготовки к самостоятельной читательской деятельности.
Цель внеклассного чтения — познакомить учащихся с книгами из доступного им круга чтения; сформировать интерес к книгам, желание и умение их выбирать и читать; научить работать с книгой как особым объектом.
Программа предусматривает знакомство с детскими книгами русских и зарубежных писателей, детскими периодическими изданиями (газетами, журналами), научно-художественной и научно-познавательной литературой, детской справочной литературой (книги-справочники, детские энциклопедии, словари). Учащиеся овладевают знаниями об элементах книги, которые позволяют читателю ориентироваться в любой книге и группе книг (заглавие, фамилия автора, иллюстрации, содержание или оглавление, предисловие или введение, послесловие об авторе), о средствах ориентации в мире книг (книжная выставка, плакат, рекомендательный список, рекомендательный указатель, картотека, электронный каталог), газетах и журналах как периодических изданиях; культуре и гигиене чтения. Учащиеся приобретают умения самостоятельно выбирать книги по предложенной теме, пользоваться ориентировочным аппаратом книги, видами библиотечно-библиографической помощи (с привлечением библиотекаря).
Работа с детской книгой строится поэтапно и начинается с I класса (он рассматривается как подготовительный этап). II класс — это начальный этап работы с детской книгой, III класс — основной,  IV класс — заключительный.
Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения и самостоятельное домашнее чтение. Во II—IV классах должны практиковаться разные формы работы во внеурочное время в системе внеклассного чтения, например: литературные утренники, викторины, конкурсы чтецов, конкурс в форме устного журнала, работа в «мастерской по ремонту книг».
Для успешной самостоятельной работы с книгой необходимо, начиная со II класса, научить учащихся пользоваться сначала классной, а затем библиотекой учреждения образования или районной детской библиотекой, где книги расставлены по авторской принадлежности, где имеются тематические и авторские книжные выставки, которыми учащиеся могут пользоваться при подготовке к урокам внеклассного чтения.
Уроки внеклассного чтения во II—IV классах проводятся в процессе и после изучения основных разделов чтения и входят в общее количество часов, которые отводятся на учебный предмет. В течение очередного отрезка времени учитель руководит самостоятельным внеурочным чтением книг, газет, журналов. Рекомендательные списки книг для учащихся, которые составляет учитель, тщательно выверяются с точки зрения наличия указанных там книг в фондах библиотеки учреждения образования и ближайших детских библиотек (районной, городской).
Структурно программа по литературному чтению для II—IV классов представлена следующими блоками: «Пояснительная записка», «Содержание учебного предмета», «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся». Блок «Содержание учебного предмета» состоит из разделов «Круг чтения», «Формирование навыка чтения и общеучебных умений», «Формирование читательских умений», «Литературоведческая пропедевтика», «Литературно-творческая деятельность учащихся», «Внеклассное чтение».
Раздел «Круг чтения» содержит описание учебного материала и рекомендуемый перечень произведений для чтения и изучения во II—IV классах с указанием количества часов на изучение разделов чтения. Рекомендуемый перечень произведений состоит из двух списков: для чтения и изучения в классе и для внеклассного чтения.
В разделе «Формирование навыка чтения и общеучебных умений» изложены требования к чтению. Формируются как разные виды и способы чтения, так и его качественные компоненты — правильность, выразительность, сознательность. Темп чтения индивидуальный и соответствует скорости разговорной речи учащегося.
Одна из важнейших задач І ступени общего среднего образования — сформировать умение читать как универсальное (метапредметное) учебное умение, которое будет полноценно функционировать и при обучении математике, русскому языку, предмету «Человек и мир» и другим учебным предметам. Формирование и развитие навыка чтения как универсального учебного умения осуществляется как путем специальных упражнений, так и в ходе аналитико-синтетической работы над текстом художественного произведения.
Программой предусмотрено формирование общеучебных умений (общих учебных действий), таких как постановка и осознание конкретной учебной задачи чтения, планирование своей деятельности: определение последовательности действий для решения учебной задачи (при подготовке к словесному рисованию, чтению по ролям, выразительному чтению, составлению плана, краткому пересказу, инсценировке); владение способами контроля и оценки своей и чужой деятельности; участие в учебном диалоге при обсуждении материала; умение работать в паре и группе (договариваться, распределять работу, получать общий результат, соблюдать культуру взаимодействия). Освоение во взаимосвязи общих учебных действий и основных предметных действий необходимо для успешного развития читательской деятельности учащихся.
Раздел «Формирование читательских умений» включает перечень умений, которыми овладевают учащиеся в процессе практической работы с текстами художественных произведений, а именно: прогнозировать содержание произведения по иллюстрациям и заголовку; определять время и место событий, устанавливать смысловые связи между событиями: последовательные и причинные; определять тему и главную мысль произведения, соотносить заглавие произведения с его темой и главной мыслью; выделять действующих лиц, называть главного героя, определять его поступок и причину поступка; наблюдать за эмоциональным состоянием героя и соотносить это состояние с поступком; выделять в тексте предложения, которые описывают состояние, чувства действующих лиц; характеризовать героя на основании его поведения, переживаний и поступков; определять авторское отношение к событиям, героям; выражать свое отношение к содержанию произведения, давать личную оценку поступку, герою и др.
Читательские умения, в том числе коммуникативно-речевые, формируются не последовательно, а параллельно друг другу.
В разделе «Литературоведческая пропедевтика» определен  круг литературоведческих представлений, которые формируются у учащихся практическим путем в процессе чтения и анализа конкретных произведений. Во ІІ классе учащиеся практически наблюдают жанровое разнообразие литературы, открывают для себя «законы построения» (основные черты) колыбельной, шуточной песни, небылицы, скороговорки, загадки, пословицы, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа, накапливают представления об авторах детской книги или отдельных произведений.  В ІІІ—IV классах круг сведений о признаках жанра расширяется на новом и более сложном, чем во II классе, литературном материале. В процессе анализа художественных особенностей произведений у учащихся будут накапливаться фактические знания о жанровой специфике народной песни, сказки, легенды, сказания, былины, рассказа, повести-сказки, стихотворения, басни; об авторской точке зрения и способах ее выражения,  изобразительно-выразительных средствах языка, о способах построения художественного произведения (от лица автора или героя). Накопленный фактический материал станет основой для формирования литературоведческих понятий на II ступени общего среднего образования.
Ведущим понятием программы является понятие жанра литературы. Чтение и изучение произведений разных жанров осуществляется на протяжении всего периода обучения на І ступени общего среднего образования.
Знания по теории литературы формируются у учащихся ІІ—IV классов на уровне представлений, т. е. на практическом уровне. Теоретические знания не сообщаются учащимся в готовом виде, а открываются самими учащимися в результате практических действий с текстом (нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств языка, определение структурных компонентов произведения, жанровых особенностей и др.), а также в их самостоятельном литературном творчестве. Теоретические знания необходимы учащимся для освоения литературы как искусства слова и как средство решения практических художественно-творческих задач.
Программой предусмотрено овладение следующими теоретико-литературными знаниями на уровне представлений:
     l жанр как разновидность литературных произведений; жанры устного народного творчества: загадка, скороговорка, пословица, народная сказка, волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, былина, сказание, легенда; литературные жанры: рассказ, литературная легенда, повесть, повесть-сказка, литературная сказка, стихотворение, басня;
     l сравнение, олицетворение, эпитет, звукопись, преувеличение (гипербола) как изобразительные средства, помогающие автору создавать интересный образ в произведении;
     l тема и главная мысль произведения;
     l герой, персонаж, поступок, портрет героя, характеристика героя;
     l построение произведения: вступление, развитие действия, концовка рассказа; эпизод как законченный отрывок художественного произведения;
     l способы построения художественного произведения: от лица автора или героя;
     l стихотворная речь, рифма, ритм, стихотворная строка, эмоциональное настроение стихотворного произведения;
     l средства выразительной речи и чтения: сила голоса, тон, темп, ритм, пауза, логические ударения;
     l иносказание, ирония, юмор как средства выражения авторского замысла;
     l события реальные, вымышленные, фантастические;
     l автор произведения (писатель, поэт); авторское отношение (отношение автора к поступку, герою, событию).
Предусмотрено овладение и оперирование соответствующими литературными терминами.
Раздел «Литературно-творческая деятельность учащихся» включает перечень видов самостоятельной литературно-творческой деятельности, в которые учащийся мог бы внести элемент творчества, выразить свое отношение, понимание и свою субъективную интерпретацию текста. Во ІІ—IV классах могут предлагаться разнообразные задания творческого характера в связи с прочитанным произведением (составление рассказа по аналогии с прочитанным, по заданному началу или концовке; составление творческого пересказа от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с творческим дополнением сюжета; инсценировка эпизодов, отдельных фрагментов художественного произведения; «интервью» с понравившимся персонажем произведения; создание словесных и графических иллюстраций и др.).
В разделе «Внеклассное чтение» дана характеристика учебного материала, составляющего круг чтения учащихся, тематика чтения, изложены требования к оформлению обложки детской книги, видам издания. Определены виды самостоятельной читательской деятельности, формы индивидуальной и групповой работы с книгой во внеурочное время, перечень требований к основным знаниям и умениям работы с детской книгой.
Блок «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся» устанавливает требования к уровню подготовки учащихся по литературному чтению во ІІ—IV классах.
Программа ориентирует на взаимосвязь уроков литературного чтения с уроками русского языка. Речеведческие понятия «тема и основная мысль текста», «заголовок текста», «структура текста», «связь заголовка с темой и основной мыслью текста», «план текста» должны быть опорным знанием при анализе художественных произведений.
Природа искусства слова предполагает диалог с такими видами искусства, как живопись и музыка. Учитывая принадлежность к искусству учебных предметов «Литературное чтение», «Літаратурнае чытанне», «Изобразительное искусство» и «Музыка», программа ориентирует на осуществление межпредметных связей при формировании у учащихся таких представлений, как «жанр», «художественный образ», «замысел автора», «тема», «форма», «содержание», «ритм», «настроение», «автор».

Содержание учебного предмета
 (70 ч, из них 58 ч — чтение разделов учебника и обобщение знаний по разделам чтения, 9 ч — внеклассное чтение, 3 ч — обязательный контроль навыка чтения и сформированности читательских умений)

Круг чтения
Учебный материал для чтения и изучения:
     l произведения устного народного творчества русского народа и других народов: народные песни (веснянки, жнивные, колядные, масленичные, купальские), пословицы и поговорки, народные сказки (о животных, волшебные, бытовые);
     l стихотворные и прозаические произведения русских писателей-классиков XIX — начала XX в., вошедшие в круг детского чтения;
     l стихотворные и прозаические произведения русских детских писателей XX в., произведения современных детских писателей;
     l произведения зарубежных писателей-классиков для детей;
     l научно-художественная и научно-познавательная литература о природных явлениях, повадках животных, предметах и вещах;
     l приключенческая детская книга, справочная детская литература (книги-справочники, детские энциклопедии, словари).
Жанровое разнообразие: народные песни, пословицы и поговорки, народные сказки (о животных, волшебные, бытовые), литературные сказки, рассказы (художественные, научно-художественные, научно-познавательные), басни, стихотворения.



Основные разделы чтения. Рекомендуемый перечень произведений
Рекомендуемый перечень произведений состоит из двух списков: для чтения и изучения в классе и для внеклассного чтения. Список произведений для внеклассного чтения является расширенным и примерным. Он носит рекомендательный характер. Учитель может выбрать для внеклассного чтения те произведения и книги, которые имеются в книжном фонде библиотеки учреждения образования и районной библиотеки.

1. Живое народное слово
(12 ч, из них 1 ч — обобщение по разделу,  2 ч — внеклассное чтение)
Для чтения и изучения в классе
Произведения устного народного творчества: народные песни (веснянки, жнивные, колядные, масленичные, купальские), пословицы и поговорки (3 ч).
Сказки разных народов:
Волшебные сказки (2 ч):
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (русская народная сказка).
«Благодарная змея» (польская народная сказка).
Бытовые сказки (2 ч):
«Не силой, а умом» (белорусская народная сказка).
«Два брата» (латышская народная сказка).
Сказки о животных (2 ч):
«Лиса и козёл», «Лиса и рак» (русские народные сказки).
«Неведомый рай» (шведская народная сказка).
Для внеклассного чтения
Сборники сказок:
«Русские народные сказки».
«Белорусские народные сказки».
«Сказки народов мира».
«Волшебные сказки народов мира».
«Волшебный сундучок. Сказки народов Европы».

2. Сказка ложь, да в ней намек, 
добрым молодцам урок
(12 ч, из них 1 ч — обобщение по разделу,  1 ч — внеклассное чтение)
Для чтения и изучения в классе
Литературные волшебные сказки (3 ч):
А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Братья Гримм. «Семь воронов».
Литературные бытовые сказки (2 ч):
Х.-К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка».
Е. Пермяк. «Семьсот семьдесят семь мастеров».
Литературные сказки о животных (5 ч):
В. Сутеев. «Палочка-выручалочка».
Х.-К. Андерсен. «Гадкий утенок».
Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави».
Для внеклассного чтения
Литературные сказки (книга-произведение или авторский сборник):
А. С. Пушкин. «Сказки».
Братья Гримм. «Сказки».
Х.-К. Андерсен. «Сказки».
Ш. Перро. «Сказки».
Р. Киплинг. «Сказки джунглей».
С. Аксаков. «Аленький цветочек».
Д. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.

3. Красива птица пером, а человек — делами и умом
(19 ч, из них 1 ч — обобщение по разделу,  3 ч — внеклассное чтение)
Для чтения и изучения в классе
Легенды, рассказы, басни (стихотворные и прозаические) о качествах характера человека, о взаимоотношениях взрослых и детей, нравственных ценностях (доброжелательность, уважение, дружба, преданность, терпение, забота).
Что посеешь, то пожнешь (6 ч)
И. Панькин. «Легенда о матерях».
Л. Толстой. «Акула», «Мудрый старик».
Е. Пермяк. «Чужая калитка».
Д. Мамин-Сибиряк. «Дурной товарищ».
В. Осеева. «Волшебное слово».
Делу время — потехе час (6 ч)
Н. Носов. «Федина задача».
В. Драгунский. «Англичанин Павля».
А. Раскин. «Как папа выбирал профессию».
С. Вольф. «Век его не забуду».
В. Осеева. «Потерянный день».
И. Шкляревский. «День, прожитый не зря».
Когда в товарищах согласья нет... (3 ч)
И. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Лебедь, Щука и Рак» (2 басни по выбору учителя).
Л. Толстой. «Стрекоза и муравьи», «Муравей и голубка», «Белка и волк» (2 басни по выбору учителя).
Для внеклассного чтения
Авторские сборники произведений:
Л. Толстой. Для детей. Рассказы. Басни. Сказки.
И. Крылов. Басни (издания для детей младшего школьного возраста).
В. Драгунский. «Денискины рассказы», «Двадцать лет под кроватью», «Зеленчатые леопарды».
В. Осеева. «Рассказы и сказки», «Сыновья», «Синие листья», «Волшебная иголочка».
Е. Пермяк. «Самое страшное», «Хитрый коврик», «Пичугин мост».

4. Поэзия — гостья небесная — летит навстречу тебе
(15 ч., из них 1 ч — обобщение по разделу,  2 ч — внеклассное чтение)
Для чтения и изучения в классе
Стихотворения-размышления (3 ч)
С. Михалков. «Как бы жили мы без книг?».
А. Барто. «Игра в слова».
Ю. Яковлев. «Какого цвета земля?».
В. Орлов. «Колосок».
Б. Заходер. «Что красивей всего?».
Л. Куклин. «Подумайте, что было бы».
Стихотворения-портреты (3 ч)
С. Михалков. «Мечтатель».
В. Лясковский. «Если б я был агроном».
Э. Мошковская. «Обида».
В. Берестов. «Обида».
С. Михалков. «Сила воли».
А. Сметанин. «Я — хороший».
Юмористические стихотворения (2 ч)
Я. Грантс. «Раздача слонов».
Э. Успенский. «Рыболов».
В. Орлов. «Жадный туман».
Б. Заходер. «Где поставить запятую?».
Стихотворения-описания (3 ч)
Н. Некрасов «Славная осень!..».
М. Геллер «Осень» («Дарит осень чудеса…»).
С. Есенин. «Поет зима — аукает…».
А. Пушкин. «Зимняя дорога».
А. К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…».
Ю. Мориц. «Идет весна по городу».
Поэтические миниатюры (1 ч)
Т. Белозёров. «Листопад», «Из холодной рощи…».
Г. Новицкая. «Осень», «Утро», «Радость».
Для внеклассного чтения
Авторские сборники стихотворений:
С. Михалков. «Мы с приятелем», «Фома», «Дядя Степа — ветеран» и др.
А. Барто. «Мы с Тамарой», «По дороге в класс», «У нас под крылом» и др.
В. Орлов. «Узелки», «Ученый кот», «Здравствуй, Родина моя».
С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Рассказ о неизвестном герое».
Сборники стихотворений о природе:
«Времена года». Стихотворения русских поэтов о природе (для младшего школьного возраста).
«Времена года». Стихи и рассказы о природе, загадки.
«Четыре времени года». Приметы, загадки, пословицы, стихотворения.

5. Удивительное рядом
(9 ч, из них 1 ч — обобщение по разделу,  1 ч — внеклассное чтение)
Для чтения и изучения в классе
Научно-художественная и научно-познавательная литература  о повадках животных и птиц, о мире природы, справочный материал из энциклопедии о животных.
В. Суслов. «Кто сильнее?».
Э. Быстрицкая. «Как люди изобрели деньги».
Г. Снегирёв. «Отважный пингвиненок».
Пингвины (из энциклопедии).
С. Сахарнов. «Как краб кита из беды выручил».
Кит (из энциклопедии).
Ю. Дмитриев. «Белый медведь».
Б. Житков. «Как слон спас хозяина от тигра».
Слон (из энциклопедии).
Ю. Дмитриев. «Птица и змея».
Вертишейка (из энциклопедии).
И. Соколов-Микитов. «Ночной разбойник».
Филин (из энциклопедии).
Для внеклассного чтения
Сборники произведений о природе, животных:
В. Бианки. «Лесная газета», «Сказки и рассказы о животных».
Ю. Дмитриев. «Лесные загадки».
Б. Житков. «Что бывало» (рассказы о животных).
Н. Сладков. «Лесной календарь», «Лесные сказки».
Г. Снегирёв. «Про пингвинов», «Птицы наших лесов».
Г. Скребицкий. «Четыре художника», «В лесу и на речке».
С. Сахарнов. «Морские сказки».
И. Соколов-Микитов. «Год в лесу».
Е. Чарушин. «Большие и маленькие».
Э. Шим. «Рассказы и сказки о природе».
Детские энциклопедии.

Формирование навыка чтения и общеучебных умений
Становление способа чтения целыми словами и сочетаниями слов. Наращивание темпа чтения и приближение его к скорости разговорной речи учащегося.
Овладение следующими видами чтения на новом и более сложном, чем во II классе, учебном материале: чтение вслух, про себя (молча), изучающее чтение, выборочное чтение, чтение по ролям, выразительное чтение, просмотровое чтение.
Овладение средствами выразительного чтения:
     l интонирование предложений в соответствии со знаками препинания;
     l соблюдение пауз внутри и в конце предложения с опорой на знаки препинания (запятую, двоеточие, точку с запятой и тире), между абзацами;
     l выделение с помощью логического ударения слов, обозначающих перечисление предметов, действий, качеств, слов-сравнений, слов-обращений, важных по смыслу слов;
     l соблюдение тона и темпа чтения в зависимости от эмоционального настроения произведения, состояния героев;
     l определение с помощью учителя задачи выразительного чтения: что необходимо передать слушателям при чтении.
Развитие общеучебных умений:
     l выявлять в тексте незнакомые и непонятные слова, выражения; пользоваться контекстом, сносками и словарем для выяснения значений слов;
     l выделять ключевые (опорные) слова в тексте;
     l определять учебную задачу чтения: что, с какой целью должны прочитать;
     l планировать деятельность: называть в последовательности действия для решения учебной задачи (при подготовке к чтению по ролям, выразительному чтению, словесному рисованию, составлению плана);
     l оценивать свое и чужое чтение с позиций правильности и выразительности.
Виды деятельности: слушание, чтение вслух, чтение про себя, изучающее чтение, просмотровое чтение детской периодики, выборочное чтение, выразительное чтение, чтение по ролям; чтение цепочкой по предложению, абзацу; комбинированное чтение (учитель — учащиеся); чтение скороговорок; поиск и чтение ключевых слов абзаца, смысловой части, текста; просмотровое чтение; выполнение артикуляционных и орфоэпических упражнений; определение учебной задачи чтения; установление последовательности действий при подготовке к чтению по ролям, выразительному чтению, словесному рисованию, составлению плана; поиск ошибок и сильных сторон в своем и чужом чтении; оценка чтения с позиций правильности и выразительности.
Контрольная работа. Проверка навыка чтения — 2 (1 — I полугодие, 1 — II полугодие).

Формирование читательских умений
Читательские умения формируются на новом и более сложном, чем во II классе, литературном материале. Обучение организуется посредством включения учащихся в разные виды деятельности.
Учащиеся учатся:
     l прогнозировать эмоциональный характер, жанр и содержание произведений по иллюстрациям и заголовку;
     l выявлять слова и выражения, которые препятствуют пониманию прочитанного, определять их значение через контекст, сноски и с помощью словаря;
     l определять время и место событий, устанавливать смысловые связи между событиями: последовательные и причинные;
     l определять тему и главную мысль произведения, соотносить заглавие произведения с его темой и главной мыслью;
     l выделять действующих лиц, называть главного героя, определять его поступок и причину поступка;
     l наблюдать за эмоциональным состоянием героя и соотносить это состояние с поступком;
     l выделять в тексте предложения, которые описывают состояние, чувства действующих лиц, отношение к ним писателя (по метким словам, прямому высказыванию);
     l выявлять авторскую точку зрения и выражать свои суждения о поступках героев; давать свою оценку поступку, герою;
     l находить с помощью выборочного чтения описание внешности героя, картин природы;
     l представлять в своем воображении героя, картину природы и рассказывать об этом;
     l определять общее эмоциональное настроение поэтического произведения;
     l определять способ построения текста: от лица автора или героя;
     l наблюдать за построением эпического произведения, с помощью учителя определять его структурные части: начало, развитие действия, концовка;
     l самостоятельно и с помощью учителя составлять план текста, подробно и выборочно (с помощью учителя) пересказывать произведение по плану;
     l коллективно составлять творческий пересказ;
     l иллюстрировать содержание произведения рисунками (словесное и графическое рисование), придумывать подписи к ним;
     l инсценировать несложное сюжетное произведение (сказка, рассказ) либо отдельные его эпизоды;
     l находить в стихотворении рифму, примеры звукоподражания;
     l находить в произведении выразительные средства художественной речи (сравнение, олицетворение, эпитет, звукопись) и воссоздавать на этой основе словесные картины;
     l находить в произведении эмоционально-оценочные слова, определять их смысловую роль;
     l различать жанры произведений фольклора (песня, сказка, пословица);
     l различать жанры авторской литературы (литературная сказка, рассказ, стихотворение, басня);
     l различать виды сказок (волшебная, о животных, бытовая);
     l различать виды стихотворений (стихотворения-описания, стихотворения-портреты);
     l выявлять жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения, басни;
     l сопоставлять два вида текста: научно-познавательный и художественный, строить высказывания сравнительного характера;
     l формулировать с помощью учителя вопросы к научно-познавательному тексту.
Контрольная работа. Проверка сформированности читательских умений — 1 (II полугодие).

Литературоведческая пропедевтика
Литература как искусство слова.
Общее представление о жанре как о разновидности литературных произведений.
Общее представление о жанровых особенностях произведений устного народного творчества: народные песни (веснянки, жнивные, колядные, масленичные, купальские), пословицы, сказки.
Общее представление о жанровых особенностях произведений авторской литературы: литературная сказка, рассказ, стихотворение, басня.
Общее представление о видах сказки (волшебная, о животных, бытовая); о видах стихотворений (стихотворения-описания, стихотворения-портреты, стихотворения-размышления).
Общее представление о способах построения текста: от лица автора или героя.
Точка зрения автора и читателя (отношение автора и читателя к поступку, герою).
Портрет героя, характеристика героя (общее представление).
Настроения разных модальностей и оттенков: радостное, скорбное, героическое, таинственное, торжественное, сердитое, возмущенное, обиженное и др. (расширение представлений).
Общее представление об изобразительно-выразительных средствах художественной речи: сравнение, олицетворение, эпитет, звукопись, эмоционально-оценочные слова.
Общее представление о научно-познавательных произведениях.
Овладение и оперирование литературными терминами: фольклор, устное народное творчество, литература, жанр, произведение, сказка, стихотворение, басня, рассказ, автор (писатель, поэт), заглавие (заголовок), эпизод, герой (персонаж), портрет, характеристика, выразительные средства художественной речи, звукопись, олицетворение, эпитет, сравнение, рифма, научно-познавательный текст.
Виды деятельности: наблюдение над текстом произведения (художественной формой, структурой текста, языком произведения, средствами художественной выразительности); мысленное представление образов художественного произведения (поэтических картин природы, героев, событий); аналитическая работа с текстом произведения (текстуальный анализ), составление высказываний сравнительного, оценочного характера, умозаключений; сравнение художественных произведений разных жанров, выделение жанровых признаков, поиск изобразительно-выразительных средств художественной речи.

Литературно-творческая деятельность учащихся
Литературно-творческая деятельность осуществляется посредством включения учащихся в такие виды деятельности, как:
     l сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) сказок, забавных историй с героями изученных произведений, стихов по опорным словам;
     l составление рассказа по аналогии с прочитанным, по заданному началу или концовке;
     l создание иллюстрации к литературному произведению с указанием цитаты из него;
     l придумывание названия произведения, подписей к иллюстрациям;
     l творческая интерпретация произведения: словесное рисование на основе представления в своем воображении поэтических картин, эпизодов текста, словесное описание героя произведения;
     l составление творческого пересказа от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с творческим дополнением сюжета (с помощью учителя);
     l составление «партитуры» выразительного чтения стихотворения (разметка текста);
     l выразительное чтение по ролям диалогов литературных героев, рассказа повествовательного характера, сказки;
     l инсценировка эпизодов, отдельных фрагментов художественного произведения (с репликами и движениями, постановка «живых картин»);
     l «интервью» с понравившимся персонажем произведения;
     l конкурсное чтение заученных и собственных произведений.

ВНЕКЛАССНОЕ чтение
(основной этап)
Круг чтения
Художественные, научно-художественные и научно-познавательные произведения русских, белорусских и зарубежных авторов, детская справочная литература, детские журналы и газеты (по выбору учителя).
Типы детских книг для внеклассного чтения: книга-произведение; книга-сборник (авторский или тематический); книга-справочник; детская энциклопедия; школьный толковый словарь.
Тематика чтения определяется в соответствии с тематикой уроков литературного чтения, а также может расширяться: о ребятах-сверстниках и их делах, разных людях, дружбе и товариществе, из истории нашей Родины, науке и технике, писателях, природе, животных и растениях, приключениях и волшебстве; об источниках информации (научно-познавательные книги, энциклопедии, Интернет).
Жанры: сказки, рассказы, повести-сказки, стихотворения, научно-познавательные статьи.

Формирование самостоятельной читательской 
деятельности учащихся
Формирование самостоятельной читательской деятельности осуществляется посредством включения учащихся в различные виды деятельности.
Учащиеся учатся:
     l выбирать книги на определенную тему, пользуясь видами библиотечно-библиографической помощи: книжной выставкой, рекомендательным списком, открытым доступом к книжным полкам (самостоятельно и с помощью библиотекаря);
     l ориентироваться в книгах одного автора или книгах разных авторов с учетом следующих показателей: фамилия автора, заглавие, иллюстрация на обложке и в книге, титульный лист, содержание, предисловие или введение, послесловие, аннотация (если они имеются);
     l воспроизводить содержание самостоятельно прочитанной книги, выражать оценочные суждения о поведении и поступках героев, определять личностное отношение к событиям, поступкам, героям;
     l работать с детской справочной литературой (книгой-справочником, детской энциклопедией, толковым словарем) в читальном зале библиотеки, дома;
     l рассматривать и читать детские журналы и газеты с помощью просмотрового чтения в читальном зале библиотеки.

Основные знания и умения
Учащиеся знакомятся с правилами работы в читальном зале библиотеки (школьной, районной).
Овладевают терминами титульный лист, предисловие или введение, послесловие об авторе, оглавление, номер журнала, год издания журнала, экземпляр.
Учащиеся учатся:
     l находить в библиотеке книги по заданной теме, пользуясь рекомендательными указателями, тематическими книжными выставками или открытым доступом к книжным полкам;
     l выбирать книгу в соответствии с поставленной целью;
     l самостоятельно знакомиться с книгой по ее внешним показателям (фамилия автора, заглавие, иллюстрации);
     l определять тему чтения и жанр;
     l пользоваться оглавлением;
     l определять тему творчества писателя по его книгам;
     l находить информацию о личности и творчестве писателя с помощью предисловий и послесловий к его книгам, справочной  литературы, ЭСО;
     l составлять книжную выставку по теме, указанной учителем;
     l самостоятельно знакомиться с детским журналом и газетой с помощью просмотрового чтения;
     l пользоваться словарями, книгами-справочниками.

Индивидуальная и групповая работа с книгой во внеурочное время
Посещение библиотеки и ориентация в мире книг по тематической и авторской книжной выставке в пространстве библиотеки.
Работа в читальном зале со справочной литературой, детскими журналами и газетами.
Составление книжных выставок по теме, указанной учителем.
Работа в «мастерской по ремонту книг».
Подготовка и участие в литературных викторинах, утренниках и конкурсах.

Список произведений для заучивания наизусть
Колядная песня (по выбору учащихся).
Купальская песня (по выбору учащихся).
И. Крылов. «Чиж и Голубь».
А. Барто. «Игра в слова» (отрывок по выбору учащихся).
Н. Некрасов. «Славная осень!..».
С. Есенин. «Поет зима — аукает...».
Т. Белозёров. Поэтическая миниатюра (по выбору учащихся).
Г. Новицкая. Поэтическая миниатюра (по выбору учащихся).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
З н а т ь:
     t фамилии авторов, с творчеством которых знакомились неоднократно на уроках литературного чтения, и их произведения (название, имена героев, основное содержание);
     t произведения, рекомендованные для заучивания наизусть;
     t правила работы в читальном зале библиотеки (школьной, районной).
И м е т ь  первоначальные представления:
     t о/об жанре как разновидности литературных произведений;
     t жанровых особенностях произведений фольклора: народной песни, сказки, пословицы;
     t жанровых особенностях произведений авторской литературы: литературной сказки, рассказа, басни, стихотворения;
     t видах народных песен (веснянки, жнивные, колядные, масленичные, купальские);
     t видах сказок (волшебная, о животных, бытовая);
     t видах стихотворений (стихотворения-описания, стихотворения-портреты);
     t способах построения произведения (от лица автора или героя);
     t изобразительно-выразительных средствах языка художественного произведения (сравнение, олицетворение, эпитет, звукопись, эмоционально-оценочные слова);
     t научно-познавательном тексте.
У м е т ь:
     t читать правильно, осознанно и выразительно вслух целыми словами тексты разных типов (художественный, научно-познавательный, учебный) в соответствии с орфоэпическими нормами и в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;
     t выразительно читать подготовленное художественное произведение или отрывок из него с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации предложения в соответствии с эмоциональным настроением произведения, состоянием героя;
     t читать по ролям диалог героев произведения, отдельные эпизоды сюжетных произведений (сказка, рассказ);
     t оценивать свое и чужое чтение с позиций правильности и выразительности.
     t определять учебную задачу чтения: что, с какой целью должны прочитать;
     t планировать свою деятельность: называть в последовательности действия при подготовке к чтению по ролям, выразительному чтению, словесному рисованию;
     t прогнозировать до чтения содержание произведения по иллюстрациям и заголовку;
     t выявлять в тексте непонятные слова и выражения, определять их значение через контекст, сноски и с помощью словаря;
     t определять тему и главную мысль произведения (самостоятельно и с помощью учителя);
     t находить в тексте слова, которые указывают на эмоциональное настроение героя, его чувства, отношение автора к изображенным явлениям;
     t характеризовать героя на основании его поведения, переживаний и поступка, выражать свое отношение к нему;
     t выявлять авторскую точку зрения и выражать свои суждения о поступках героев; давать свою оценку поступку, герою;
     t создавать словесные иллюстрации по содержанию произведения (словесное описание по воображению героя произведения, словесное рисование по воображению поэтических картин, эпизодов текста);
     t работать с текстом: делить на смысловые части, составлять план, подробно и выборочно пересказывать художественное произведение по готовому плану;
     t работать в группе, создавая инсценировки несложных сюжетных произведений;
     t критически оценивать детские творческие работы в процессе обсуждения;
     t ориентироваться в литературных терминах и употреблять их к месту при ответе на вопрос: фольклор, устное народное творчество, жанр, произведение, басня, писатель, поэт, эпизод, герой (персонаж), портрет, характеристика, олицетворение, эпитет, сравнение, рифма, научно-познавательный текст, титульный лист, предисловие, оглавление, номер журнала, год издания журнала, экземпляр;
     t приводить примеры народных песен, пословиц, сказок (народных и литературных), стихов, рассказов, басен из круга изученных произведений;
     t различать художественный и научно-познавательный текст;
     t находить в библиотеке книги по заданной теме, пользуясь рекомендательными указателями, тематическими книжными выставками или открытым доступом к книжным полкам;
     t самостоятельно знакомиться с произведением и книгой до чтения;
     t пользоваться справочным аппаратом учебника.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
     t самостоятельно выбирать и читать книги, детскую периодику;
     t пользоваться всеми видами библиотечно-библиографической помощи;
     t самостоятельно знакомиться с произведением и книгой до чтения;
     t ориентироваться в книгах по оглавлению;
     t высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), книге, просмотренном фильме, спектакле;
     t пользоваться толковым словарем;
     t принимать участие в литературных конкурсах.



Комментариев нет:

Отправить комментарий