«Игры и упражнения по развитию
коммуникативных навыков
младших
школьников»
Упражнение «Снежная королева»
Цель: Учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без
искажений смысла.
Описание:
Участники садятся на стулья, образуя
круг.
Педагог просит детей вспомнить сказку
«Снежная королева».
Дети вспоминают, что в этой сказке
было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в
плохое и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза
людям!
Педагог говорит:
-
У этой сказки есть продолжение: когда Каи и Гер-да выросли, они
сделали
волшебные очки, через которые, в отличие от зеркала,
можно
было разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке.
Детям предлагается представить, что волшебные
очки надеты, посмотреть больше хорошего, а затем рассказать об этом.
Педагог первым «надевает очки» и дает
образец описания детей.
По окончании игры дети пытаются
рассказать, какие трудности они испытали, что чувствовали, находясь в роли
рассматривающих.
Упражнение «Через стекло»
Цель:
развивать умение понимать друг друга,
вникать в суть полученной информации.
Описание:
Участники разбиваются на пары.
Педагог говорит:
-
Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на
перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают
звуки. Но вы можете видеть друг друга.
Участникам предлагается с помощью
жестов передать друг другу содержание какого – либо сообщения.
Пример сообщений:
- Я тебе позвоню, когда приеду;
- Напиши мне письмо. И др.
Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли
передать содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга.
Цель:
способствовать развитию тактильных
ощущений, формированию навыков связной речи.
Оснащение: сундучок, различные предметы.
Описание:
Педагог ставит на стол сундучок,
внутри которого находится какой – либо предмет.
С помощью считалки выбирается
водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему
о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно
отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».
Ребенок, который первым назовет то,
что находится в сундучке , становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой
предмет, игра возобновляется.
Игра «Интервью»
Цель:
развитие речевой активности и быстроты
мышления, сообразительности и находчивости.
Оснащение: микрофоны (по количеству пар участников)
Описание:
Педагог разделяет детей на две
команды. Одна команда – «эксперты» ,другая – «журналисты».
Педагог говорит:
-
Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по
знакомой теме, например: «Город, в котором я живу». Пожалуйста, играйте свои
роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и
экспертов. Кто начнет первым?»
Педагог выступает в роли наблюдателя.
Выигрывает пара, которая, по мнению
большинства детей, наиболее удачно сыграла свои роли.
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться
чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя
мимику и пантомимику.
Описание: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
1. Две девочки поссорились –помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту
же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты очень обидел своего друга –
попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
4. Дети играют, у одного ребёнка нет
игрушки – поделись с ним.
5. Ребёнок плачет – успокой его.
6. У тебя не получается завязать
шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
7. Дети играют, у одного ребёнка нет
игрушки – поделись с ним.
8. Ребёнок плачет – успокой его.
9. У тебя не получается завязать
шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
10. К тебе пришли гости – познакомь
их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
11. Ты пришёл с прогулки
проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
12. Дети завтракают. Витя взял
кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он
кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите
о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя
пошутил?
Упражнение «Позвони другу»
Цель: Развить умение вступать в процесс общения и
ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое
правило: сообщение должно быть
хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.
Дети стоят по кругу. В центре круга –
водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по
кругу со словами:
Позвони мне позвони
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два –
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.
На кого покажет рука водящего, тот
ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие
вопросы.
Упражнение «Пойми меня»
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях
людей и коммуникативных ситуациях.
Описание:
Ребёнок выходит вперёд и придумывает
речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит(экскурсовод,
журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны
подобные слова. Например: “И вот все
вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов,
говорит спортивный комментатор).
Упражнение «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки
мирятся»
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать
чувства другого человека.
Описание:
Игра выполняется в парах с закрытыми
глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Учитель даёт задания:
-
Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками,
постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
-
снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите
руки;
-
ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они
просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Игра «Клеевой ручеёк»
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять
само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем
общаешься.
Описание:
Перед игрой учитель беседует с детьми
о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся
за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные
препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное
условие для ребят: на протяжении
всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
Упражнение «Угадай, кто я?»
Описание:
Дети получают необычное домашнее
задание: представить себя в роли какого-нибудь сказочного героя, писателя,
художника, животного и, придя в класс на урок, двигаться и изъясняться от его
имени. Можно использовать групповые роли (например, Красная шапочка и серый
волк). Остальные учащиеся должны догадаться, в кого превратился их
одноклассник. Заранее надо договориться, можно ли использовать элементы
костюма, декорации. После окончания упражнения, анализируя результаты её
проведения, необходимо отметить успешное исполнение той или иной роли, но, ни в
коем случае нельзя делать прямых оценивающих замечаний, иначе в следующий раз
ребёнок просто не захочет играть и откажется от участия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий