Страницы

Памятки по чтению




ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ




                                             Содержание



Как отвечать на вопросы к тексту ……………………………Памятка № 1

Как составить план текста …………………………………… Памятка № 2

Как подготовить подробный пересказ текста ……………   Памятка № 3

Как подготовить краткий пересказ текста ……………….    Памятка № 4

Как работать над рассказом ………………………………… Памятка № 5

Как работать над статьей …………………………………… Памятка № 6

Как работать над сказкой ……………………………………  Памятка № 7

Как работать с басней …………………………………………Памятка № 8

Как работать над стихотворением …………………………..Памятка № 9

Как выучить стихотворение наизусть ……………………   Памятка № 10

Как читать выразительно …………………………………     Памятка №11

Как оценить выразительное чтение ………………………  Памятка № 12

Как работать с книгой по внеклассному чтению ………    Памятка № 13

Как работать над выписками………………………………   Памятка № 14
              
Как составить аннотацию …………………………………… Памятка № 15

Как подготовить доклад ……………………………………… Памятка №16

Как составить опорный конспект учебного текста ………  Памятка №17









ПАМЯТКА №1

Как отвечать на вопросы к тексту



                Прочитай вопросы, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно.

                Прочитай текст, думая об ответах на вопросы и отмечая в нем те места, которые важны.


                Найди в тексте слова, предложения, абзацы – ответы на вопросы.

                Отвечай на вопросы, используя текст учебной книги.


                Закрой книгу и ответь вслух или про себя на все вопросы.


ПАМЯТКА №2


ПЛАН ТЕКСТА

ПЛАН ТЕКСТА – это краткая программа, предусматривающая
выделение частей текста и их взаимное расположение.

План текста может быть:
× устным или письменным,
× простым и сложным.

Пункты плана могут иметь форму
× только вопросов,
× только повествовательных предложений,
× предложений, выписанных из текста
План текста может быть
× цитатным,
× картинным.
Как составить план текста

1. Прочитай текст, обдумай прочитанное.
2. Читая повторно, пометь его смысловые части.
3.  Раздели текст на части, отметив начало и конец каждой галочкой или другим условным значком.
4. Прочитай первую часть, выделяя в ней главное. 
5. Озаглавь эту часть: запиши главное одним предложением, которое выражает законченную мысль.
6. Ту же работу проделай и по другим частям.
7. Проверь себя. Прочитай план, посмотри текст: убедись,
отражает ли план главное, не повторяются ли заголовки, помогут ли они вспомнить текст.

ПАМЯТКА №3


ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА


ПЕРЕСКАЗ – рассказ, изложение своими словами содержания текста.

Как подготовить подробный пересказ текста

    Прочитай текст. Обрати внимание на слова, выражения, наиболее точно передающие основную мысль текста.
    Составь план прочитанного.
    Прочитай текст по частям, соответствующим пунктам плана.

    Перескажи по плану, обращаясь к тексту.


5. Проверь себя: перескажи весь текст, закрыв    книгу.


Памятка № 4


Как подготовить краткий пересказ текста






1. Внимательно прочитай текст.
2. Составь план прочитанного.
3. По первому пункту плана в первой части текста выдели основные мысли (2-3 предложения).
4. То же сделай по другим частям.
5. По плану, используя основные мысли частей, кратко перескажи текст.
6. Проверь себя: назвал ли главных героев, перечислил ли основные события, определил ли важные понятия, использовал ли опорные слова, без которых исчезнет смысл.
7. Подумай, нельзя ли сделать пересказ текста еще короче, но, не пропуская главного.





Памятка № 5


Как работать над рассказом



1. Как называется рассказ? Кто его написал?
2. Прочитай рассказ. Когда происходит действие, которое в нем описывается? Докажи.
3. Назови действующие лица. Что ты о них узнал?
4. Что случилось с героями рассказа? Как они себя вели?
Кто из действующих лиц тебе понравился и почему?
5. О чем ты думал, читая рассказ?



Памятка № 6

Как работать над статьей


1. Запомни, как называется статья и кто ее автор?
2. Прочитай статью. Какие слова и выражения ты не понял?
3. О ком (о чем) эта статья?
4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
5. Раздели статью на части. Составь план.
6. Какова главная мысль статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
7. Что нового ты узнал о прочитанном?
8. Что раньше ты читал об этом?





Памятка № 7

Как работать над сказкой




1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?
2. Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
3. Назови героев сказки. Дай им характеристику. 
4. Какие события описываются в сказке?
5. Определи вид сказки.
6. Кто побеждает в сказке и почему?
7. Найдите в сказке слова и выражения, которые хотелось бы запомнить.
8. Как относится автор к персонажам сказки?
9. Что из этой сказки тебе запомнилось больше и почему?
10. Чему учит сказка?


Памятка № 8


Как работать с басней


1.Как называется басня? Кто ее автор?
2. Прочитай басню. О каких событиях рассказываются в басне?
3. Назови действующие лица басни?
4. Прочитай описание героев басни.
5. Что осуждается в басне?
6. Прочитай, как автор относится к событиям, описанным в басне.
Как он относится к героям?
7. Что должен понять читатель из этой басни?
8. Какое выражение басни стало крылатым?
9. Какова мораль басни?


Памятка № 9

Как работать над стихотворением



1. Назови стихотворение и его автора.
2. Прочитай стихотворение. О чем оно рассказывает?
3. Перечитай стихотворение ещё раз. Попробуй нарисовать словесные картины к стихотворению.
4. Какие слова и выражения использовал автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения.
5. Какие чувства выражает поэт в стихотворении?
6. Что тебе понравилось в стихотворении?
7. Подготовься к выразительному чтению стихотворения.





Памятка № 10

Как выучить стихотворение наизусть

1. Прочитай стихотворение вслух. Объясни смысл непонятных слов. Попробуй рассказать стихотворение своими словами.
2. Определи настроение, ритм стихотворения.
3. Прочитай стихотворение 2-3 раза, стараясь его запомнить.
4. Если стихотворение большое и трудно запоминается, то:
-раздели стихотворение на четверостишья или
смысловые отрывки,
-выучи первый отрывок,
-выучи второй отрывок,
-повтори первый и второй отрывки вместе,
-выучи следующие отрывки.
5. Расскажи всё стихотворение наизусть, при необходимости заглядывая в текст.
6. Повтори стихотворение по памяти еще 2-3 раза, не заглядывая в текст.
7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.
8. Перед школой ещё раз прочитай стихотворение. А потом расскажи его наизусть.
Памятка № 11
Как читать выразительно

Помни: нельзя читать выразительно текст, если не понимаешь его.

1. Внимательно прочитай текст. Представь себе то, о чем читаешь.
2. Определи главную мысль прочитанного.
3. Определи свое отношение к событиям, героям. Постарайся при чтении передать это отношение интонацией.
4. Определи свою основную задачу чтения: что ты хочешь передать при чтении.
5. Читай, четко произнося слова, соблюдай паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
6. Выделяй голосом важные места, мысли.
7. Читай, представляя перед собой большой зал, наполненный зрителями.
Читай так, будто всё, о чём читаешь, ты видел или пережил сам.


Памятка № 12


Как оценить выразительное чтение





1. Ясно ли передал мысли автора, героев, их чувства?
2. Выразил ли свое отношение к читаемому?
3. Общался ли со слушателями или читал только для себя?
4. Правильно ли и чётко ли произносил слова?
5. Выделил ли при чтении главное?
6. Правильно ли делал паузы?



Памятка № 13

Как работать с книгой по внеклассному чтению


1. Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги. Прочитай фамилию автора и название книги.
2. Узнай из справочной литературы об авторе этой книги.
3. Найди аннотацию, прочитай.
4. Прочитай предисловие или вступление.
5. Ежедневно по главам читай книгу. Внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц у эпизодов, которые ты хотел бы прочитать своим товарищам.
6. Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.
7. Подумай над вопросами и заданиями учителя по книге. Выполни их.
8. Напиши отзыв о книге в читательский дневник или на карточку.


Отзыв о книге

Отзыв это собственное мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь,
оценка кого-нибудь или чего-нибудь.

Виды отзывов о книге
ü Краткий пересказ содержания прочитанной книги с оценкой
основных событий, главных героев. 
ü Пересказ эпизода книги, понравившегося более других,
        с объяснением выбора данного эпизода.
ü Характеристика одного или нескольких героев книги.
                      Оценка поступков героев.

ВЫПИСКИ

ВЫПИСКИ - это либо цитаты – дословное воспроизведение того или иного отрывка текста, произведения, содержащего существенные мысли автора, характерные факты и т.п., либо краткое, близкое к дословному, изложение таких мест.


Памятка № 14

Как работать над выписками

1. Пронумеруй страницы в рабочей тетради и делай каждую
выписку на своей странице: на случай, если придется дополнять запись.
2. Записывая цитаты, заключай их в кавычки, оберегай текст от искажений.
3. Большие отрывки текста, предельно сократив формулировку, старайся записывать своими словами.
4. Всегда давай точные ссылки на источники (страницы книги, журнала).
5. Сокращай при письме ряд слов, учитывая, что:
а) при сокращенной записи надо сохранить корень слова.
б) оканчивай сокращенную запись на согласной;
с) пользуйся общепринятыми сокращениями
(аббревиатурами), употребляемыми в письменной речи.
д) возьми на заметку сокращения, принятые в словарях и энциклопедиях.
е) никогда не сокращай имена собственные.

Памятка № 15

  Как составить аннотацию

АННОТАЦИЯ  дает краткую информацию о содержании учебного текста книги.



   Внимательно прочитай текст.                     
   Определи и запиши его тему.
   Перечисли главных героев.
   Назови основные события.
   Назови основные понятия,
раскрытые в тексте.
   Сформулируй идею текста,
произведения.







Памятка № 16
Как подготовить доклад
ДОКЛАД
                  1.Публичное сообщение на 
                                            определенную    тему.                                        
                                      2.Письменное или устное сообщение
                                     руководителю о каком-либо деле.
1. Уточни тему и определи цель доклада.
2. Накопи материал. Вспомни все, что ты знаешь по данной теме.
3. Составь список литературы и прочитай ее.
4. Сделай выписки. Возьми на заметку все, что тебе может пригодиться для раскрытия темы доклада.
5. Составь план будущего доклада.
6. Построй связный рассказ, отбирая из накопленного материала необходимое по теме. Пользуйся планом.
7. Запиши текст доклада на черновике.
8. Отредактируй, откорректируй текст и перепиши его.
9. Написал - проверь! Соответствует ли содержание текста плану? Нет ли искажения фактов? Верно ли использованы слова, выражения? Правильно ли построены предложения? Нет ли орфографических ошибок?
Памятка № 17

Как составить опорный
конспект учебного текста


ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
                                           краткая запись содержания
                                        учебного текста (лекции).

1. Внимательно прочитай текст. Выдели слова, предложения, передающие основную мысль текста.
2. Читая повторно, наметь его основные части.
3. Раздели текст на части.
4. Прочитай первую часть, выдели в ней главное.
5. Вырази главное двумя-тремя предложениями. Запиши их.
6. Ту же работу проделай и по другим частям.
7. Проверь себя. Прочитай конспект-опору, посмотри текст: убедись, отражает ли конспект самое главное, поможет ли он вспомнить текст и
воспроизвести его содержание кратко или подробно, устно или письменно
(по заданию учителя).




Комментариев нет:

Отправить комментарий