Страницы

4 КЛАСС


Учебная программа по учебному предмету
«Русская литература (литературное чтение)»
для ІV класcа учреждений общего среднего образования
с белорусским и руским языками обучения и воспитания

 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
(литературное чтение)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по литературному чтению для ІI-IV классов направлена на достижение следующих основных целей:
ввести учащихся в богатый мир русской и мировой детской литературы и таким образом расширить их кругозор;
на основе чтения и изучения образцовых художественных произведений раскрыть своеобразие литературы как словесного искусства, формировать нравственно-ценностные ориентиры, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, культуру речи и общения;
формировать грамотного читателя, знания, умения и навыки которого станут фундаментом для его совершенствования на протяжении всей жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
формирование навыка правильного, осознанного, выразительного чтения стихов, прозы, научно-познавательных текстов;
формирование общеучебных умений и способов познавательной деятельности, обеспечивающих успешное изучение любого учебного предмета;
формирование коммуникативно-речевых умений учащихся;
формирование читательских умений, литературных представлений и знаний, необходимых для восприятия литературы как искусства слова, понимания художественных произведений и научно-познавательных текстов;
осуществление литературно-творческой деятельности на основе изучаемых произведений;
формирование интереса к чтению и творчеству детских писателей, расширение круга чтения учащихся;
формирование образных представлений об окружающем мире, отношений к жизненным явлениям, ценностных ориентаций учащихся;
развитие эмоциональной отзывчивости, воображения, критического мышления;
воспитание эстетических и духовно-нравственных качеств личности средствами литературы.
Программа по литературному чтению основана на идеях культурологического, личностно-деятельностного и компетентностного подходов.
Культурологический подход обусловливает направленность содержания литературного образования на социокультурное развитие учащихся на основе овладения культурными, духовно-нравственными ценностями, закрепленными в языке художественного произведения как в форме существования духовной культуры народа.
Личностно-деятельностный подход ориентирует на создание условий для полноценного проявления и развития личностных качеств учащихся, учета их интересов, индивидуальных особенностей и возможностей. Он определяет способы организации различных видов деятельности учащихся. Только через собственную активную деятельность ребенок осваивает способы чтения, речевой коммуникации, читательские действия с текстом произведения, формирует и совершенствует личностные качества.
Компетентностный подход предусматривает усиление деятельностно-практического компонента содержания учебного предмета. В соответствии с идеями подхода освоение содержания учебного предмета направлено на формирование читательской компетенции как совокупности знаний, умений и навыков для успешного выполнения коммуникативно-речевой и читательской деятельности, необходимой человеку во многих сферах его жизни. В связи с усилением деятельностно-практического компонента содержания в программе определены основные виды учебной деятельности учащихся и требования к ее результатам.
В основу отбора содержания и систематизации учебного материала, методов и приемов организации читательской деятельности учащихся на уроках литературного чтения положены принципы культуросообразности; художественно-эстетический, с привлечением тематического, жанрового и монографического; коммуникативно-речевой; учета психологических особенностей восприятия художественной литературы учащимися младшего школьного возраста; творческого характера обучения; принцип преемственности и перспективности в содержании литературного образования, обеспечивающий порядок и последовательность в освоении предметных знаний, умений и навыков по годам обучения.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» во ІI-IV классах составляют четыре основных компонента:
предметные знания;
читательские и коммуникативно-речевые умения, способы деятельности;
опыт литературно-творческой деятельности;
опыт эмоционально-ценностных отношений.
Все компоненты содержания представлены комплексно и формируются на основе знаний текстов художественных и научно-познавательных произведений и путем практической работы с ними.
Основу содержания учебного предмета составляют художественные произведения, эстетически значимые, имеющие воспитательную ценность, актуальные для нашего времени, доступные для восприятия учащихся, вызывающие интерес к чтению.
Первый компонент содержания (предметные знания) формируется путем освоения литературного и теоретического материала, состоящего из произведений устного народного творчества русского народа и народов мира; произведений ведущих русских и зарубежных детских писателей; кратких биографических сведений об их творчестве; основных литературоведческих понятий, представления о которых необходимы учащимся не как самоцель, а для освоения литературы как искусства слова.
Программой предусмотрено первоначальное знакомство с литературоведческими понятиями и овладение ими на уровне представлений, т. е. на практическом уровне. Учащиеся получат представления о жанрах устного народного творчества и авторской литературы; об изобразительно-выразительных средствах языка художественного произведения; о средствах выразительного чтения. Предметные знания составят также краткие биографические сведения о жизни и творчестве детских писателей, произведения которых рекомендованы для чтения во II-IV классах; фамилии писателей, с творчеством которых знакомятся неоднократно на уроках литературного чтения, названия и содержание изученных произведений; тексты, рекомендованные для заучивания наизусть.
Второй компонент содержания составляет система читательских умений. Читательские умения складываются из умений читать, работать с текстом произведения и детской книгой. Умения работы с текстом формируются в процессе анализа литературного произведения и представляют собой действия учащегося по ориентировке в тексте, связанные с восприятием, выявлением, осознанием и оценкой содержания и смысла художественного произведения.
Коммуникативно-речевые умения сопровождают читательскую деятельность и выполняют функцию читательских умений, поскольку умственные операции, входящие в состав читательской деятельности, обязательно реализуются в речевой форме. Программа ориентирует на формирование таких метапредметных коммуникативно-речевых умений, как умения ориентироваться в ситуации общения, строить связные устные высказывания для передачи содержания текста и общения между читающими, адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (определять тему, основную мысль высказывания); отбирать средства языкового оформления высказывания в соответствии с коммуникативными целями и задачами общения; активно слушать собеседника, выражать понимание, проявлять терпимость к его точке зрения, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Третий компонент опыт литературно-творческой деятельности  приобретается учащимися в процессе включения их в разнообразные виды деятельности в связи с прочитанным произведением. В ходе выполнения творческих заданий у учащихся формируются литературно-творческие умения и способы деятельности.
Четвертый компонент содержания опыт эмоционально-ценностных отношений приобретается учащимися в процессе анализа художественного произведения, в ходе которого выявляется авторское отношение к героям, авторская оценка событий, персонажей и сопоставляется с личностным восприятием; аргументируется своя оценка героев и событий, сравнивается с другими трактовками отношений и оценок.
Круг чтения учащихся II-IV классов весьма широк: произведения устного народного творчества русского народа и народов мира; стихотворные и прозаические произведения русских писателей-классиков XIX начала XX в., вошедшие в круг детского чтения; стихотворные и прозаические произведения русских детских писателей XX в. и современных детских писателей; произведения зарубежных писателей-классиков для детей; научно-художественная и научно-познавательная литература (о природных явлениях, повадках зверей и птиц, предметах и вещах, об открытиях, путешествиях); приключенческая детская книга, справочная детская литература (книги-справочники, детские энциклопедии, словари).
Учащиеся знакомятся с литературными произведениями по всем основным темам детского чтения, зафиксированным современной библиографией для детей (о Родине, ее героях, разных людях, ребятах-сверстниках и их делах, природе, животных и растениях, приключениях, фантастике и волшебстве и т. п.). Это позволит им узнать имена русских писателей-классиков, известных русских детских писателей, в творчестве которых раскрываются эти темы, зарубежных детских писателей-классиков (И. Крылов, А. Пушкин, А. Плещеев, И. Суриков, И. Никитин, С. Есенин, Л. Толстой, Д. Мамин-Сибиряк, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Б. Заходер, Е. Трутнева, В. Осеева, Е. Пермяк, Н. Носов, В. Драгунский, В. Бианки, И. Соколов-Микитов, Н. Сладков, Э. Шим, Г. Скребицкий, Г. Снегирев, С. Сахарнов, В. Орлов, А. Стариков; Х. - К. Андерсен, братья Гримм, Р. Киплинг и др.).
В системе литературного образования особое место занимает II класс как подготовительный этап на пути к литературному чтению, поскольку у учащихся еще не закреплен способ чтения текста целыми словами, не сформирован беглый темп чтения. Интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения происходят на втором году обучения. Навык чтения как автоматизированное умение только начинает складываться. В связи с этим работа над овладением собственно чтением, т. е. техническими навыками чтения текстов разных жанров, является первостепенной и организуется на протяжении всего периода обучения во ІІ классе. Сформированное чтение — залог успешного учения на всех ступенях образования, потому что собственно чтение используется как универсальное учебное умение, как инструмент труда. Формирование и развитие навыка чтения осуществляется как путем специальных упражнений, так и в ходе аналитико-синтетической работы с текстом художественного произведения, которая требует многократного и внимательного перечитывания текста.
Важнейшей особенностью литературного чтения во II, а также в последующих классах учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения, является деятельность по формированию у учащихся произносительных навыков. Учащиеся овладевают умением правильно произносить специфические русские звуки [г], [г’], [р’] [ч’], [щ’], [д’], [т’] при чтении и в устной речи; правильно читать слова с буквами о, е, я в первом предударном слоге (столы, пенал, глядеть); произносить звук [л] на конце глаголов прошедшего времени мужского рода единственного числа (учил) и в словах типа волк; произносить звук [в] перед согласными (взять); звук [ф] на конце слова и перед глухими согласными (клюв, травка); мягкие губные согласные на конце слова (семь, голубь); звук [й’] после согласных перед гласными (крылья); правильно читать парные звонкие согласные на конце и в середине слов перед глухими согласными (снег, тетрадь, книжка); демонстрировать орфоэпическое чтение буквосочетаний -ого, -его, -ться и -тся, а также жи, ши, же, ше, ча, ща, чу, щу; соблюдать нормы словесного ударения в изученных словах.
Формированию произносительных навыков способствуют специальные фонетико-орфоэпические упражнения, построенные на материале изучаемого литературного произведения.
Если во ІІ классе приоритетным является формирование и развитие навыка чтения, то в ІІІ-IV классах центром внимания становятся художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение учащийся. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения учащимися, а именно: подготовка к восприятию, первичное эмоциональное восприятие, осмысление прочитанного и его эстетическая оценка, выражение отношения к прочитанному.
Предметом специального обучения на уроках литературного чтения во ІI-IV классах является выразительное чтение. На протяжении всего периода обучения учащиеся практически овладевают умением передавать слушателям настроение, состояние, чувства героев с помощью средств речевой выразительности (сила голоса, тон, темп, ритм, пауза, логическое ударение). Основной прием обучения не только выразительное чтение учителя, но и поиск учащимися вариантов правильного, выразительного прочтения монолога, диалога, точной передачи чувств, настроений, состояний героев, своего отношения к изображенному автором. Выразительное чтение выступает одновременно и предметом, и методом обучения, способствующим глубокому проникновению в смысл художественного произведения, постижению его эмоционально-образного и идейного содержания.
Основными видами деятельности на уроках литературного чтения во II-IV классах являются чтение вслух и про себя (молча), выразительное чтение, чтение по ролям, изучающее чтение, поисковое чтение, просмотровое чтение, выборочное чтение; заучивание наизусть стихотворных произведений; слушание и рассказывание; пересказ (подробный, выборочный, краткий) по готовому плану, по опорным словам, иллюстрациям; творческий пересказ (с изменением лица рассказчика, дополнением сюжета); представление в воображении героев, событий, поэтических картин природы; творческая интерпретация текста (словесное рисование отдельных эпизодов, поэтических картин, создание словесных и графических иллюстраций произведения); инсценировка эпизодов художественного произведения; аналитическая и оценочная работа с текстом произведения; составление высказываний сравнительного характера, умозаключений, личностных суждений; наблюдение за основными изобразительно-выразительными средствами художественной речи (одушевление, сравнение, эпитет, преувеличение, эмоционально-оценочные слова); структурирование текста в форме плана, графической схемы; чтение-рассматривание детских книг, прогнозирование, обсуждение, дискуссия.
В силу возрастных особенностей учащихся в программе применяется концентрический способ распределения содержания (предметных знаний, умений и навыков), который предполагает возвращение в последующие годы к изученному ранее материалу (например, признаки сказки, рассказа, стихотворения), но на более высоком уровне. Произведения одного и того же жанра (например, рассказ, сказка, стихотворение) разных авторов изучаются на протяжении всего периода обучения на І ступени общего среднего образования. При этом круг сведений о признаках жанра расширяется постепенно из года в год. Формирование читательских умений работы с текстом произведения и детской книгой ведется также в течение всего периода обучения, но на более сложном литературном материале в последующем классе, что обеспечивает системную работу по овладению читательскими умениями.
Учебный материал для организации читательской деятельности учащихся располагается во II классе по тематическому принципу с привлечением жанрового, в III классе по жанровому, в IV по литературно-эстетическому с привлечением жанрового и монографического принципов компоновки произведений внутри разделов.
Составной частью учебного предмета является внеклассное чтение. Внеклассное чтение на I ступени общего среднего образования является обязательной частью подготовки к самостоятельной читательской деятельности.
Цель внеклассного чтения познакомить учащихся с книгами из доступного им круга чтения; сформировать интерес к книгам, желание и умение их выбирать и читать; научить работать с книгой как с особым объектом.
Программа предусматривает знакомство с детскими книгами русских и зарубежных писателей, детскими периодическими изданиями (газетами, журналами), научно-художественной и научно-познавательной литературой, детской справочной литературой (книги-справочники, детские энциклопедии, словари). Учащиеся овладевают знаниями об элементах книги, которые позволяют читателю ориентироваться в любой книге и группе книг (заглавие, фамилия автора, иллюстрации, содержание, или оглавление, предисловие, или введение, послесловие об авторе), о средствах ориентации в мире книг (книжная выставка, плакат, рекомендательный список, рекомендательный указатель, картотека, электронный каталог), о газетах и журналах как о периодических изданиях; о культуре и гигиене чтения. Учащиеся приобретают умения самостоятельно выбирать книги по предложенной теме, пользоваться ориентировочным аппаратом книги, видами библиотечно-библиографической помощи (с привлечением библиотекаря).
Работа с детской книгой строится поэтапно и начинается с I клас-са (рассматривается как подготовительный этап). II класс это начальный этап работы с детской книгой, III класс основной, IV класс заключительный.
Основными формами работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения и самостоятельное домашнее чтение. Во II-IV классах должны практиковаться разные формы работы во внеурочное время в системе внеклассного чтения, например: литературные утренники, викторины, конкурсы чтецов, конкурс в форме устного журнала, работа в «мастерской по ремонту книг».
Для успешной самостоятельной работы с книгой необходимо начиная со II класса научить учащихся пользоваться сначала классной библиотекой, а затем библиотекой учреждения образования или районной детской библиотекой, где книги расставлены по авторской принадлежности, где имеются тематические и авторские книжные выставки, которыми учащиеся могут пользоваться при подготовке к урокам внеклассного чтения.
Уроки внеклассного чтения во II-IV классах проводятся в процессе и после изучения основных разделов чтения и входят в общее количество часов, которые отводятся на учебный предмет. В течение очередного отрезка времени учитель руководит самостоятельным внеурочным чтением книг, газет, журналов. Рекомендательные списки книг для учащихся, которые составляет учитель, тщательно выверяются с точки зрения наличия указанных там книг в фондах библиотеки учреждения образования и ближайших детских библиотек (районной, городской).
Структурно программа по литературному чтению для II-IV классов представлена следующими блоками: «Пояснительная записка», «Содержание учебного предмета», «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся». Блок «Содержание учебного предмета» состоит из разделов «Круг чтения», «Формирование навыка чтения и общеучебных умений», «Формирование читательских умений», «Литературоведческая пропедевтика», «Литературно-творческая деятельность учащихся», «Внеклассное чтение».
Раздел «Круг чтения» содержит описание учебного материала и рекомендуемый перечень произведений для чтения и изучения во II-IV классах с указанием количества часов на изучение разделов чтения. Рекомендуемый перечень произведений состоит из двух списков: для чтения и изучения в классе и для внеклассного чтения.
В разделе «Формирование навыка чтения и общеучебных умений» изложены требования к чтению. Формируются как разные виды и способы чтения, так и его качественные компоненты: правильность, выразительность, сознательность. Темп чтения индивидуальный и соответствует скорости разговорной речи учащегося.
Одна из важнейших задач І ступени общего среднего образования сформировать умение читать как универсальное (метапредметное) учебное умение, которое будет полноценно функционировать и при обучении математике, русскому языку, предмету «Человек и мир» и другим учебным предметам. Формирование и развитие навыка чтения как универсального учебного умения осуществляется как путем специальных упражнений, так и в ходе аналитико-синтетической работы над текстом художественного произведения.
Программой предусмотрено формирование общеучебных умений (общих учебных действий), таких как постановка и осознание конкретной учебной задачи чтения, планирование своей деятельности: определение последовательности действий для решения учебной задачи (при подготовке к словесному рисованию, чтению по ролям, выразительному чтению, составлению плана, краткому пересказу, инсценировке); владение способами контроля и оценки своей и чужой деятельности; участие в учебном диалоге при обсуждении материала; умение работать в паре и группе (договариваться, распределять работу, получать общий результат, соблюдать культуру взаимодействия). Освоение во взаимосвязи общих учебных действий и основных предметных действий необходимо для успешного развития читательской деятельности учащихся.
Раздел «Формирование читательских умений» включает в себя перечень умений, которыми овладевают учащиеся в процессе практической работы с текстами художественных произведений, а именно: прогнозировать содержание произведения по иллюстрациям и заголовку; определять время и место событий, устанавливать смысловые связи между событиями последовательные и причинные; определять тему и главную мысль произведения, соотносить заглавие произведения с его темой и главной мыслью; выделять действующих лиц, называть главного героя, определять его поступок и причину поступка; наблюдать за эмоциональным состоянием героя и соотносить это состояние с поступком; выделять в тексте предложения, которые описывают состояние, чувства действующих лиц; характеризовать героя на основании его поведения, переживаний и поступков; определять авторское отношение к событиям, героям; выражать свое отношение к содержанию произведения, давать личную оценку поступку, герою и др.
Читательские умения, в том числе и коммуникативно-речевые, формируются не последовательно, а параллельно друг другу.
В разделе «Литературоведческая пропедевтика» определен круг литературоведческих представлений, которые формируются у учащихся практическим путем в процессе чтения и анализа конкретных произведений. Во ІІ классе учащиеся практически наблюдают жанровое разнообразие литературы, открывают для себя «законы построения» (основные черты) колыбельной, шуточной песни, небылицы, скороговорки, загадки, пословицы, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа, накапливают представления об авторах произведений и детской книги. В ІІІ-IV классах круг сведений о признаках жанра расширяется на новом и более сложном, чем во II классе, литературном материале. В процессе анализа художественных особенностей произведений у учащихся будут накапливаться фактические знания о жанровой специфике народной песни, сказки, легенды, сказания, былины, рассказа, повести-сказки, стихотворения, басни, об авторской точке зрения и способах ее выражения, изобразительно-выразительных средствах языка, о способах построения художественного произведения (от лица автора или героя). Накопленный фактический материал станет основой для формирования литературоведческих понятий на II ступени общего среднего образования.
Ведущим понятием программы является понятие жанра литературы. Чтение и изучение произведений разных жанров осуществляется на протяжении всего периода обучения на І ступени общего среднего образования.
Знания по теории литературы формируются у учащихся ІІ-IV классов на уровне представлений, т. е. на практическом уровне. Теоретические знания не сообщаются учащимся в готовом виде, а открываются самими учащимися в результате практических действий с текстом (нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств языка, определение структурных компонентов произведения, жанровых особенностей и др.), а также в их самостоятельном литературном творчестве. Теоретические знания необходимы учащимся для освоения литературы как искусства слова и как средство решения практических художественно-творческих задач.
Программой предусмотрено овладение следующими теоретико-литературными знаниями на уровне представлений:
жанр как разновидность литературных произведений; жанры устного народного творчества: загадка, скороговорка, пословица, народная сказка, волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, былина, сказание, легенда; литературные жанры: рассказ, литературная легенда, повесть, повесть-сказка, литературная сказка, стихотворение, басня;
сравнение, одушевление, эпитет, преувеличение как изобразительные средства, помогающие автору создавать образ в произведении;
тема и главная мысль произведения;
герой, персонаж, поступок, портрет героя, характеристика героя;
построение произведения: вступление, развитие действий, концовка рассказа; эпизод как законченный отрывок художественного произведения;
способы построения художественного произведения: от лица автора или героя;
стихотворная речь, рифма, ритм, стихотворная строка, эмоциональное настроение стихотворного произведения;
средства выразительной речи и чтения: сила голоса, тон, темп, ритм, пауза, логическое ударение;
иносказание, ирония, юмор как средства выражения авторского замысла;
события реальные, вымышленные, фантастические;
автор произведения (писатель, поэт); авторское отношение (отношение автора к поступку, герою, событию).
Предусмотрена ориентировка в соответствующих литературных терминах.
Раздел «Литературно-творческая деятельность учащихся» включает перечень видов самостоятельной литературно-творческой деятельности, в которую учащийся мог бы внести элемент творчества, выразить свое отношение, понимание и свою субъективную интерпретацию текста. Во ІІ-IV классах могут предлагаться разнообразные задания творческого характера в связи с прочитанным произведением (составление рассказа по аналогии с прочитанным, по заданному началу или концовке; составление творческого пересказа от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с творческим дополнением сюжета; инсценировка эпизодов, отдельных фрагментов художественного произведения; «интервью» с понравившимся персонажем произведения; создание словесных и графических иллюстраций и др.).
В разделе «Внеклассное чтение» дана характеристика учебного материала, составляющего круг чтения учащихся, тематика чтения, изложены требования к оформлению обложки детской книги, видам издания. Определены виды самостоятельной читательской деятельности, формы индивидуальной и групповой работы с книгой во внеурочное время, перечень требований к основным знаниям и умениям работы с детской книгой.
Блок «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся» устанавливает требования к уровню подготовки учащихся по литературному чтению во ІІ-IV классах.
Программа ориентирует на взаимосвязь уроков литературного чтения с уроками русского языка. Речеведческие понятия «тема и основная мысль текста», «заголовок текста», «структура текста», «связь заголовка с темой и основной мыслью текста», «план текста» должны быть опорными знаниями при анализе художественных произведений.
Природа искусства слова предполагает диалог с такими видами искусства, как живопись и музыка. Учитывая принадлежность к искусству учебных предметов «Литературное чтение», «Літаратурнае чытанне», «Изобразительное искусство» и «Музыка», программа ориентирует на осуществление межпредметных связей при формировании у учащихся таких представлений, как «жанр», «художественный образ», «замысел автора», «тема», «форма», «содержание», «ритм», «настроение», «автор».


Содержание учебного предмета
70 ч, из них 58 ч чтение разделов учебного пособия и обобщение знаний по разделам чтения, 9 ч внеклассное чтение, 3 ч обязательный контроль навыка чтения и сформированности читательских умений

КРУГ ЧТЕНИЯ
Учебный материал для чтения и изучения:
произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказания, легенды, былины;
стихотворные и прозаические произведения русских писателей-классиков XIX – начала XX в., вошедшие в круг детского чтения;
стихотворные и прозаические произведения русских детских писателей XX в., произведения современных детских писателей;
произведения зарубежных писателей-классиков и современных детских писателей.
Жанровое разнообразие: сказания, легенды, былины, рассказы (художественные, научно-художественные, научно-познавательные), литературные сказки, повести, повести-сказки, стихотворения.
Основные разделы чтения. Рекомендуемый перечень произведений.
Рекомендуемый перечень произведений состоит из двух списков: для чтения и изучения в классе и для внеклассного чтения. Список произведений для внеклассного чтения является расширенным и примерным. Он носит рекомендательный характер. Учитель может выбрать для внеклассного чтения те произведения и книги, которые имеют место в книжном фонде библиотеки учреждения образования и районной библиотеки.

1. Дыхание старины
(9 ч, из них 1 ч обобщение по разделу, 1 ч внеклассное чтение)

Для чтения и изучения в классе
Произведения устного народного творчества: сказания, легенды, былины.
Сказания (2 ч)
«Перун».
«Ярило».
Легенды (3 ч)
«Бездонное богатство», «Неман и Лоша» (белорусские легенды).
«Вороны Ут-Рёста» (норвежская легенда).
Былины (2 ч)
«Как Илья из Мурома богатырем стал».
«Вольга и Микула».

Д л я  в н е к л а с с н о г о  ч т е н и я
«Былины» (в пересказе для детей Ирины Карнауховой).
Николай Кун. «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима».

2. Не меркнет луч их давней славы
(10 ч, из них 1 ч обобщение по разделу, 2 ч внеклассное чтение)

Для чтения и изучения в классе
Александр Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывок из сказки) (2 ч).
Дмитрий Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка» (2 ч).
Ханс Кристиан Андерсен. «Ромашка» (1 ч).
Оскар Уайльд. «Мальчик-звезда» (отрывок из сказки) (2 ч).

Д л я  в н е к л а с с н о г о  ч т е н и я
Александр Пушкин. «Стихи и сказки».
Петр Ершов. «Конек-Горбунок».
Павел Бажов. «Малахитовая шкатулка».
Братья Гримм. «Сказки».
Ханс Кристиан Андерсен. «Сказки».
Джанни Родари. «Сказки».

3. «Уж небо осенью дышало…» (Поэтическая тетрадь) (2 ч)

Для чтения и изучения в классе
Константин Бальмонт. «Поспевает брусника…».
Иван Бунин. «Листопад» (отрывок).
Елена Липатова. «Листья осенние».
Владимир Орлов. «Ковровые дорожки».
Лучезар Станчев. «Осенняя гамма».

4. Мы в ответе за тех, кого приручили
(11 ч, из них 1 ч обобщение по разделу, 2 ч внеклассное чтение)

Для чтения и изучения в классе
Эдуард Шим. «Снег и Кисличка» (2 ч).
Константин Паустовский. «Заячьи лапы» (2 ч).
Борис Заходер. «Серая Звездочка» (2 ч).
Эрнест Сетон-Томпсон. «Чинк» (2 ч).

Д л я  в н е к л а с с н о г о  ч т е н и я
Виталий Бианки. «Лесная газета», «Лесные сказки и рассказы».
Георгий Скребицкий. «В лесу и на речке», «Всяк по-своему», рассказы о природе.
Константин Паустовский. «Барсучий нос», «Кот-ворюга».
Эрнест Сетон-Томпсон. Рассказы о животных.

5. «Опять зима на саночках неслышно прикатила…»
(Поэтическая тетрадь) (2 ч)

Для чтения и изучения в классе
Александр Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…».
Сергей Есенин. «Пороша».
Иван Бунин. «Метель».
Наталья Юркова. «Вьюга».

6. Жизнь дана на добрые дела
(10 ч, из них 1 ч обобщение по разделу, 1 ч внеклассное чтение)

Для чтения и изучения в классе
Самуил Маршак. «Рассказ о неизвестном герое» (1 ч).
Юрий Яковлев. «Рыцарь Вася» (2 ч).
Лев Давыдычев. «Лелишна из третьего подъезда» (отрывки «Лелишна Охлопкова», «Виктор Мокроусов») (2 ч).
Евгений Пермяк. «Мама и мы» (2 ч).
Сакариас Топелиус. «Солнечный Луч в ноябре» (1 ч).

Д л я  в н е к л а с с н о г о  ч т е н и я
Лев Давыдычев. «Лелишна из третьего подъезда» (повесть).
Владислав Крапивин. «Та сторона, где ветер…» (повесть).
Людмила Петрушевская. «Сказка о часах».

7. «По опушке шла весна, ведра с дождиком несла…»
(Поэтическая тетрадь) (2 ч)

Для чтения и изучения в классе
Федор Тютчев. «Зима недаром злится…».
Василий Жуковский. «Жаворонок».
Владимир Степанов. «Чудеса».
Борис Заходер. «Сморчки».

8. Чудеса приходят на рассвете
(11 ч, из них 1 ч обобщение по разделу, 1 ч внеклассное чтение)

Для чтения и изучения в классе
Тамара Крюкова. «Чудеса не понарошку» (главы «Сумасшедший день», «“Могистр” чароделия») (2 ч).
Андрей Усачев. «Чудеса в Дедморозовке» (глава «Летняя спячка») (1 ч).
Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (глава «Волшебная дудочка») (2 ч).
Астрид Линдгрен. «Пеппи Длинныйчулок» (глава «Как Пеппи спасает двух малышей») (2 ч).
Люк Бессон. «Артур и минипуты» (глава из повести-сказки) (2 ч).

Д л я  в н е к л а с с н о г о  ч т е н и я
Тамара Крюкова. «Чудеса не понарошку» (повесть-сказка).
Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (повесть-сказка).
Астрид Линдгрен. «Пеппи Длинныйчулок» (повесть-сказка).
Люк Бессон. «Артур и минипуты» (повесть-сказка).
Андрей Усачев. «Чудеса в Дедморозовке» (повесть-сказка).
Ольга Никольская. Приключения агентов «КолбаФирЖик».
Ева Нэмм. «Большое представление для Сонечки».

9. Сто тысяч «почему» живут на белом свете
(7 ч, из них 1 ч обобщение по разделу, 1 ч внеклассное чтение)

Для чтения и изучения в классе
Павел Клушанцев. «О чем рассказал телескоп» (рассказы «Где Земля кончается?», «Из чего сделаны Солнце и Луна?») (1 ч).
Ефрем Левитан. «Луна внучка Солнышка» (рассказы «Жарко или холодно на Луне?», «Вот уж где легко стать чемпионом!») (1 ч).
Игорь Акимушкин. «Батискаф» (1 ч).
Евгений Пермяк. «Сказ про газ» (глава «О принце в голубой короне») (1 ч).
Марина Курячая. «Про медь и про гончара, который вечно все путал» (1 ч).

Д л я  в н е к л а с с н о г о  ч т е н и я
Александр Ивич. «Приключения изобретений».
Марина Курячая. «Химия в картинках».
Галина Ганейзер. «География в картинках».
М. Ильин. «Рассказы о вещах».
М. Ильин, Елена Сегал. «История карандаша», «История тетрадки».
«Что такое. Кто такой» (энциклопедия для детей в 3 томах).

10. «Лето это праздник, полный света…»
(Поэтическая тетрадь) (3 ч, из них 1 ч внеклассное чтение)

Для чтения и изучения в классе
Яна Дягутите. «Лето».
Федор Тютчев. «В небе тают облака…».
Василий Жуковский. «Летний вечер».
Андрей Усачев. «Что такое лето?».

Д л я  в н е к л а с с н о г о  ч т е н и я
Сборник «Времена года»: стихи, рассказы, сказки (для младшего школьного возраста).
Сборник «Лесные хоромы»: рассказы, сказки, стихи, загадки (для младшего школьного возраста).
Приметы осени (стихи для детей).
Николай Некрасов. «Зеленый шум» (стихи для детей).
Сергей Есенин. «Черемуха» (стихи для детей, серия «Мои первые книжки»).
Тамара Краснова-Гусаченко. «Край родной, любимый».



ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ

Совершенствование навыка чтения целыми словами и сочетаниями слов в темпе, соответствующем скорости разговорной речи ученика.
Формирование правильного чтения с соблюдением фонетико-орфоэпических норм русского языка.
Овладение следующими видами чтения на новом и более сложном, чем в III классе, учебном материале: чтение про себя (молча), изучающее чтение, просмотровое чтение, поисковое чтение, выборочное чтение, чтение по ролям, выразительное чтение.
Дальнейшее овладение средствами выразительного чтения:
соблюдение интонации конца предложения, пауз внутри и в конце предложения, между абзацами, между стихотворными строфами;
выделение с помощью логического ударения важных по смыслу слов;
соблюдение тона и темпа чтения в зависимости от эмоционального состояния героя и эмоционального настроения произведения;
самостоятельное определение задачи выразительного чтения: что необходимо передать слушателям при чтении.
Развитие общеучебных умений:
выявлять в тексте незнакомые и непонятные слова, выражения и пользоваться контекстом, сносками и толковым словарем для выяснения их значений;
выделять ключевые слова в тексте;
определять учебную задачу чтения: что, с какой целью должны прочитать;
планировать деятельность: называть в последовательности действия для решения учебной задачи (при подготовке к чтению по ролям, выразительному чтению, словесному рисованию, составлению плана, краткому пересказу, инсценировке);
оценивать свое и чужое чтение с позиций правильности и выразительности.
Виды деятельности: слушание, чтение вслух, чтение про себя, изучающее чтение, просмотровое чтение детской периодики, поисковое чтение справочной литературы, выборочное чтение, выразительное чтение, чтение по ролям; комбинированное чтение (учитель —учащиеся); поиск и чтение ключевых слов абзаца, смысловой части, текста; выполнение акцентуационных и орфоэпических упражнений; определение учебной задачи чтения; планирование деятельности при подготовке к чтению по ролям, выразительному чтению, словесному рисованию, составлению плана, краткому пересказу, инсценировке; поиск ошибок и сильных сторон в своем и чужом чтении; оценка чтения с позиций правильности и выразительности.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

Читательские умения формируются на новом и более сложном, чем в III классе, литературном материале. Обучение организуется посредством включения учащихся в разные виды деятельности.

Учащиеся  у ч а т с я:
прогнозировать содержание, характер и жанр художественного произведения по иллюстрациям и заголовку;
выявлять слова и выражения, которые препятствуют пониманию прочитанного, определять их значение через контекст, сноски и с помощью словаря;
устанавливать смысловые связи между событиями: последовательные и причинные; размышлять над связью эпизодов; сопоставлять отдельные эпизоды произведения;
определять самостоятельно тему и основную мысль произведения;
выделять действующих лиц, называть главного героя, определять его поступок и причину поступка;
самостоятельно находить в тексте слова, которые указывают на эмоциональное настроение героя, его чувства, отношение автора к изображенным явлениям;
находить в произведении описания внешности героя (портрет), окружающей обстановки в доме, картин природы; осознавать роль этих описаний в раскрытии внутреннего мира героя;
представлять в своем воображении героя, картину природы и рассказывать об этом;
характеризовать героя на основании его поведения, переживаний и поступка, выражать свое отношение к нему;
 выявлять авторскую точку зрения и выражать свои суждения о событиях, поступках героев; давать свою оценку поступку, герою;
определять общее эмоциональное настроение поэтического произведения;
наблюдать за построением эпического произведения, с помощью учителя определять его структурные части: начало, развитие действия, кульминацию, концовку;
определять способ построения произведения (от лица автора или героя);
самостоятельно составлять план произведения и пользоваться им при пересказе; подробно и кратко пересказывать сюжет произведения; выборочно пересказывать эпизоды произведения;
находить в произведении выразительные средства художественной речи (сравнение, одушевление, эпитет, преувеличение), определять их роль в создании образа, воссоздавать на этой основе словесные картины;
различать и называть фольклорные жанры (сказание, легенда, былина), выявлять их жанровые особенности;
различать и называть жанры авторской литературы (литературная сказка, рассказ, повесть-сказка, стихотворение) и выявлять их жанровые особенности;
различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-разному отражающие мир;
самостоятельно формулировать вопросы к научно-познавательному тексту; составлять его графический и словесный план (с помощью учителя);
владеть приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова, воображаемые картины, графическую или рисованную схему).

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

Общее представление о жанровых особенностях произведений фольклора: сказаний, легенд, былин.
Общее представление о жанровых особенностях произведений авторской литературы: повести, повести-сказки.
Расширение представлений об особенностях жанров:
сказка (народная и литературная, их сходство, особенности композиции и языка сказки);
стихотворное произведение (наблюдение за ритмом, рифмой, стихотворной строкой, средствами выразительности, способом построения: от лица автора или героя);
рассказ (наблюдение за способом построения: от лица автора или героя; герой рассказа, его поступок, авторское отношение к поступку; рассказ художественный и научно-познавательный).
Расширение представлений об изобразительно-выразительных средствах художественной речи: сравнение, одушевление, эпитет, преувеличение, эмоционально-оценочные слова.
Ориентировка в соответствующих литературных терминах.
Виды деятельности: наблюдение над текстом произведения (художественной формой, структурой текста, языком произведения, средствами художественной выразительности); мысленное представление образов художественного произведения: поэтических картин природы, героев, событий; аналитическая и оценочная работа с текстом произведения (текстуальный анализ), составление высказываний сравнительного, оценочного характера, умозаключений; сравнение художественных произведений разных жанров, выделение жанровых признаков, поиск изобразительно-выразительных средств художественной речи.

ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Литературно-творческая деятельность осуществляется посредством включения учащихся в такие виды деятельности:
коллективное составление рассказа на заданную тему, по заданному началу или концовке;
сочинение сказок, забавных историй с героями изученных произведений, стихов по опорным словам;
составление с помощью учителя сценария к мультфильму (с ис-пользованием музыкальных произведений);
творческая интерпретация произведения: словесное рисование на основе представления в своем воображении поэтических картин, эпизодов текста, словесное описание героя;
составление творческого пересказа от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с творческим дополнением сюжета;
выразительное чтение по ролям диалогов литературных героев, рассказа повествовательного характера, сказки;
инсценировка эпизодов, отдельных фрагментов художественного произведения (с репликами и движениями), постановка «живых картин»;
игра-драматизация сказочных ситуаций (передача характера и настроения походкой, жестами, голосом);
«интервью» с понравившимся персонажем произведения;
репортаж с места событий (повествование о каком-то происшествии);
конкурсное чтение заученных и собственных произведений.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
(заключительный этап)

Круг чтения
Художественная, научно-художественная и научно-познавательная книга, детская справочная книга (энциклопедия, справочник, словарь), детские журналы и газеты (по выбору учителя). Всемирная детская художественная литература (русская, белорусская, зарубежная). Серии книг, предназначенные для детского чтения.
Расширение читательского кругозора за счет исторических повестей и рассказов, автобиографической, документальной, очерковой литературы, приключенческой детской книги, книг о культуре и искусстве.
Знакомство с серией книг «Детям об искусстве», «Библиотека приключений», «Маленькая историческая библиотека», «Библиотека мировой литературы для детей» и др.
Типы детских книг для внеклассного чтения: книга-произведение; книга-сборник (авторский или тематический); хрестоматия; собрание сочинений детского писателя; книга-справочник; детская энциклопедия; школьный толковый словарь.
Тематика чтения определяется в соответствии с тематикой уроков литературного чтения, а также может расширяться: из истории нашей Родины, о Великой Отечественной войне, пионерах-героях, смелых людях, о науке и технике, об открытиях, ученых-изобретателях, о писателях, художниках, композиторах, жизни страны сегодня, ребятах-сверстниках и их делах, животных и растениях, занимательная и приключенческая литература; об источниках информации (научно-познавательные книги, энциклопедии, Интернет).
Жанры: сказания, легенды, былины, литературные сказки, рассказы (художественные, научно-художественные, научно-познавательные), повести (исторические, автобиографические о детстве), повести-сказки, стихотворения, басни.

Формирование самостоятельной
читательской деятельности учащихся

Формирование самостоятельной читательской деятельности осуществляется посредством включения учащихся в различные виды деятельности.
Учащиеся  у ч а т с я:
выбирать книги для чтения в соответствии с поставленной целью, пользуясь видами библиотечно-библиографической помощи (книжной выставкой, рекомендательными списками и указателями, каталогом или открытым доступом к книжным полкам);
определять примерное содержание новой книги по информации на обложке, титульном листе, по иллюстрациям;
самостоятельно осмысливать прочитанное: оценивать поведение и поступки героев, определять личностное отношение к событиям, поступкам, героям;
ориентироваться в структуре детской книги-справочника, энциклопедии;
обращаться к справочной литературе с целью получения и отбора нужной информации к уроку, выступлению;
рассматривать и читать детские журналы и газеты;
работать в библиотеке (школьной, районной), пользоваться услугами читального зала.

Основные знания и умения

Учащиеся закрепляют правила поведения в библиотеке (школьной, районной, городской) и ее читальном зале.
Овладевают новыми терминами: «периодика», «журналист», «редактор».
Учащиеся  у ч а т с я :
самостоятельно делать подбор книг определенного автора или на заданную учителем тему;
самостоятельно знакомиться с новой книгой до чтения: рассматривать ее с целью ориентировки в содержании по иллюстрациям, заглавию, фамилии автора, оглавлению, предисловию, или введению, послесловию об авторе (если они есть в книге);
самостоятельно знакомиться с детским журналом и газетой;
определять тему чтения и жанр;
определять тему творчества писателя по его книгам;
отбирать сведения о писателе с помощью информации из предисловий и послесловий к его книгам, справочной литературы, источников Интернета;
пользоваться детской справочной литературой (книги-справочники, детские энциклопедии, школьные словари), а также материалами периодической печати;
соблюдать правила работы в библиотеке и ее читальном зале.

Индивидуальная и групповая работа с книгой во внеурочное время
Посещение библиотеки, работа в читальном зале со справочной литературой, детскими журналами и газетами.
Работа в «мастерской по ремонту книг».
Подготовка и участие в литературных утренниках, викторинах, конкурсах.

Список произведений для заучивания наизусть

Александр Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» (отрывок по выбору учащихся).
Константин Бальмонт. «Поспевает брусника…».
Сергей Есенин. «Пороша».
Федор Тютчев. «Зима недаром злится…».
Василий Жуковский. «Летний вечер».
2—3 поэтических миниатюры русских поэтов ХХ века о природе (по выбору учащихся).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

З н а т ь:
фамилии писателей, с творчеством которых знакомились неоднократно на уроках литературного чтения, и их произведения (название, имена героев, основное содержание);
произведения, рекомендованные для заучивания наизусть;
названия элементов книги: обложка, переплет, корешок, страница, титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, иллюстрация.
И м е т ь  п р е д с т а в л е н и я:
о/об жанрах фольклора (сказание, легенда, былина) и их особенностях;
жанрах авторской литературы (литературная сказка, рассказ, повесть, повесть-сказка, стихотворение) и их особенностях;
изобразительно-выразительных средствах художественной речи (сравнение, одушевление, эпитет, преувеличение, эмоционально-оценочные слова).
У м е т ь:
читать правильно, осознанно и выразительно вслух тексты разного типа (художественный, научно-познавательный, учебный) в соответствии с нормами литературного произношения и в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;
читать осознанно про себя (молча) тексты разного типа;
самостоятельно определять задачу выразительного чтения и читать выразительно подготовленные тексты;
оценивать свое и чужое чтение с позиций правильности и выразительности;
определять учебную задачу чтения: что, с какой целью должны прочитать;
планировать деятельность: называть в последовательности действия при подготовке к составлению плана, краткому пересказу, инсценировке;
самостоятельно знакомиться с произведением и книгой до чтения, прогнозировать перед чтением содержание и характер художественного произведения (книги) по иллюстрациям и заголовку;
самостоятельно определять тему и главную мысль произведения;
самостоятельно находить в тексте слова, которые указывают на эмоциональное настроение героя, его чувства, отношение автора к изображенным явлениям;
 характеризовать героя на основании его поведения, переживаний и поступка, выражать свое отношение к нему;
 выявлять авторскую точку зрения и выражать свои суждения о событиях, поступках героев; давать свою оценку поступку, герою;
составлять план произведения и пользоваться им при пересказе; подробно, выборочно и кратко пересказывать сюжет произведения;
выявлять в тексте произведения выразительные средства ху-дожественной речи (сравнение, одушевление, эпитет, преувеличение, рифма), определять их функции;
определять способ построения произведения (от лица автора или героя);
создавать словесные и графические иллюстрации по содержанию произведения;
ориентироваться в литературных терминах: фольклор, устное народное творчество, жанр, художественное произведение, научно-познавательный текст, автор (писатель, поэт), эпизод, тема, основная мысль, герой (персонаж), одушевление, сравнение, эпитет, рифма; употреблять их к месту при ответе на вопрос;
приводить примеры сказаний, легенд, былин, сказок (народных и литературных), стихов, рассказов, сказочных повестей, научно-познавательных текстов из круга изученных произведений;
владеть приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова и воображаемые картины);
работать в группе, создавая инсценировки несложных сюжетных произведений;
критически оценивать детские литературные работы в процессе обсуждения;
ориентироваться в детских книгах, используя для этого соответствующие элементы книги, а также библиографическую помощь;
самостоятельно делать подбор книг определенного автора или на заданную учителем тему;
пользоваться справочной литературой, а также материалами периодической печати.
И с п о л ь з о в а т ь   п р и о б р е т е н н ы е  з н а н и я  и  у м е н и я  в   п р а к т и ч е с к о й   д е я т е л ь н о с т и   и   п о в с е д н е в н о й  ж и з- н и:
осуществлять выбор книг при помощи рекомендательного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке;
самостоятельно читать книги, детскую периодику;
пользоваться всеми видами библиотечно-библиографической помощи;
самостоятельно знакомиться с произведением и книгой до чтения;
ориентироваться в книгах по оглавлению;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), книге, просмотренном фильме, спектакле;
пользоваться толковым словарем;
пользоваться энциклопедическим текстом для получения фактических данных;
принимать участие в литературных конкурсах.



Комментариев нет:

Отправить комментарий